Христос воскресе!
В течение истории христианству пытались противостоять различные ложные учения. Среди наиболее опасных из них был гностицизм. При всём многообразии гностических течений можно выделить несколько главных свойств этого псевдорелигиозного направления. Первое — претензия гностиков на обладание эксклюзивным знанием о Боге. Знанием (по-гречески «гнозис»), которое недоступно для непосвящённых. Второе свойство — учение о существовании двух равносильных богов (доброго и злого). Гностики обычно говорили, что в Ветхом Завете речь идёт о злом боге. Соответственно, в Завете Новом рассказывается о боге добром. Для гностиков окружающий нас мир был проявлением зла, потому что всё материальное они считали ограниченным и не совершенным.
Древняя Церковь понимала всю опасность гностицизма и предпринимала меры, чтобы обезопасить христиан от влияния этого лжеучения. Так, например, апостол Иоанн, составляя евангельское повествование, пересказывал слова Христа так, чтобы всем было понятно — христианство не имеет с гностицизмом ничего общего. Хорошо это видно на примере сегодняшнего чтения. Спаситель, обращаясь к иудеям с проповедью на территории Иерусалимского храма, прямо говорит о том, что является посланником не какого-то нового, так сказать «доброго», бога, а того Самого Бога, Который говорил с ветхозаветными пророками.
Спаситель в отношении Себя использует ровно то самое именование, что слышали из уст Божиих святые древнего Израиля. Господь Иисус называет Себя «от начала Сущий», то есть Яхве. При этом Он соединяет Себя и Своего Отца Небесного в нечто полностью единое и неразделимое. Здесь мы видим, как перед людьми начинает понемногу открываться тайна Бога Троицы — Отца, Сына и Духа Святого.
Прикровенно говорит Христос и о том, что ожидает Его в будущем. «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти», — слышим мы слова Спасителя. Господь Иисус предсказывает, что Его ждёт непостижимое для неверующих сердец путешествие. Он умрёт, сойдёт до глубин преисподней, воскреснет и вознесётся на Небо. При этом, Спаситель с сожалением говорит тем, кто в будущем распнёт Его на кресте, что для этих людей с ожесточёнными душами путь на Небо будет закрыт. Не по причине безжалостности Бога или Его мстительности. А по причине того, что самим этим людям подобный путь окажется не нужен. Они по-прежнему будут заниматься исполнением каких-то земных дел и не будут испытывать какой-либо нужды в Царстве Божием.
Господь Иисус в принципе отказывается судить кого-либо. Даже когда в русском переводе Евангелии речь идёт о Страшном суде, в оригинальном греческом тексте слова «суд» просто нет. Там говорится о разделении, которое осуществляется не столько Богом, сколько самими людьми. Одни не на словах только, а самой жизнью сродняются Христу и остаются с Ним. Другие же (что бы они не говорили) опять же самой своей жизнью препятствуют Спасителю быть рядом с собой. Данная часть человечества, в Боге не нуждавшаяся, продолжит существовать без Него. Хотя это и будет очень мучительным. Следовать путём заповедей Христовых, идти за Его светом не просто. Это видно на примере земной жизни Самого Спасителя. Тех, кто хочет жить свято, ожидает месть мира, который во зле лежит. Но Бог не отверг этот мир, не стал им брезговать (подобно гностикам). Он пожертвовал Собой ради него. Чтобы каждый, кто хочет найти свет, мог последовать путём Христа и по-настоящему победить тьму внутри себя.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Читать далее
священник Антоний Борисов.