Евангелие от Иоанна сильно отличается от трёх других жизнеописаний Иисуса Христа. Одно из таких отличий заключается в том, что Иоанн показывает предельно личные и доверительные отношения между Спасителем и учениками. Апостолы — это те, кому Господь открывает тайны небесные. Внешним зачастую эти тайны закрыты, так как они не понимают Христа. Он их интересует лишь как чудотворец, потенциальный кандидат на иерусалимский престол. Они жаждут использовать Его в своих корыстных целях, чтобы получить ту или иную выгоду. Сытая, комфортная, безопасная жизнь — вот предел их мечтаний. Сама по себе истина их не очень волнует. Поэтому Христос так часто открывает нечто важно о Себе лишь близкому кругу верных последователей. Обыкновенно наедине. Без лишних глаз. Без посторонних. Тот отрывок, который мы только что услышали в очередной раз подчёркивает этот мотив.
Первые апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов пошли вслед за Христом, так как хотели получить ответы на свои сокровенные вопросы. Не случайно, встретив Господа, они спрашивают Его: «где живёшь». То есть: «пойдём к Тебе, чтобы в более спокойной обстановке мы смогли Тебе открыться, а Ты бы смог дать нам ответы на то, что нас волнует». Нечто схожее мы видим и в случае с призванием Симона, то есть апостола Петра. Христос внимательно смотрит на него при первой встрече. В греческом оригинале используется глагол, который можно перевести, как «всматриваться», «проникать в глубину». Он видит сердце Симона, Ему открываются Его потаённые желания, Он видит, что этот человек испытывает в Нём огромную нужду, видит, на что он способен ради Истины, и потому зовёт за собой. Наконец, Нафанаил. Сначала он не хочет идти знакомиться с Иисусом. Вероятно, он думает, что перед ним очередной лжемессия, которых было в ту пору довольно много в Палестине. Однако всё меняется, когда они встречаются лично. Господь говорит ему, что видел его под смоковницей. Существует предание, что сидя под этим тенистым деревом в одиночестве, Нафанаил усердно молился Богу. О чём была эта молитва? Возможно, как человек благочестивый он молился о скором пришествии Мессии, мечтая посвятить служению Ему всего себя целиком. И вот здесь перед ним Тот, Кто знает об этих его сокровенных помыслах. Нафанаил узнаёт в нищем проповеднике из Назарета Того Самого, с Кем он тогда вёл сокровенную беседу и Кого так усердно искал.
Так Евангелист Иоанн открывает нам важную духовную закономерность. Основа подлинной христианской жизни — это личное, сокровенное общение с Богом. Нередко в православной традиции такое общение носит название сердечная молитва. Её самый распространенный вид — это молитва Иисусова. Она очень кратенькая, всего пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Без сердечного молитвенного общения с Творцом, которое происходит глубоко внутри нас, невозможна подлинная духовная жизнь. Она превращается в формальность. Это всё равно, как если бы два супруга жили под одной крышей, вели бы общее хозяйство, воспитывали бы детей, но не имели бы совершенно никакого эмоционального контакта. Все мы знаем, каким бременем подобные отношения наваливаются на человека и нередко становятся причиной развала семьи. Поэтому, дай же и нам, Господи, научиться находить Тебя в глубине своего сердца, чтобы наша христианская жизнь наполнялась пасхальной радостью от полноценного общения с Тобой.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.