Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,- что значит: учитель,- где живешь?

39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Иоанна сильно отличается от трёх других жизнеописаний Иисуса Христа. Одно из таких отличий заключается в том, что Иоанн показывает предельно личные и доверительные отношения между Спасителем и учениками. Апостолы — это те, кому Господь открывает тайны небесные. Внешним зачастую эти тайны закрыты, так как они не понимают Христа. Он их интересует лишь как чудотворец, потенциальный кандидат на иерусалимский престол. Они жаждут использовать Его в своих корыстных целях, чтобы получить ту или иную выгоду. Сытая, комфортная, безопасная жизнь — вот предел их мечтаний. Сама по себе истина их не очень волнует. Поэтому Христос так часто открывает нечто важно о Себе лишь близкому кругу верных последователей. Обыкновенно наедине. Без лишних глаз. Без посторонних. Тот отрывок, который мы только что услышали в очередной раз подчёркивает этот мотив.

Первые апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов пошли вслед за Христом, так как хотели получить ответы на свои сокровенные вопросы. Не случайно, встретив Господа, они спрашивают Его: «где живёшь». То есть: «пойдём к Тебе, чтобы в более спокойной обстановке мы смогли Тебе открыться, а Ты бы смог дать нам ответы на то, что нас волнует». Нечто схожее мы видим и в случае с призванием Симона, то есть апостола Петра. Христос внимательно смотрит на него при первой встрече. В греческом оригинале используется глагол, который можно перевести, как «всматриваться», «проникать в глубину». Он видит сердце Симона, Ему открываются Его потаённые желания, Он видит, что этот человек испытывает в Нём огромную нужду, видит, на что он способен ради Истины, и потому зовёт за собой. Наконец, Нафанаил. Сначала он не хочет идти знакомиться с Иисусом. Вероятно, он думает, что перед ним очередной лжемессия, которых было в ту пору довольно много в Палестине. Однако всё меняется, когда они встречаются лично. Господь говорит ему, что видел его под смоковницей. Существует предание, что сидя под этим тенистым деревом в одиночестве, Нафанаил усердно молился Богу. О чём была эта молитва? Возможно, как человек благочестивый он молился о скором пришествии Мессии, мечтая посвятить служению Ему всего себя целиком. И вот здесь перед ним Тот, Кто знает об этих его сокровенных помыслах. Нафанаил узнаёт в нищем проповеднике из Назарета Того Самого, с Кем он тогда вёл сокровенную беседу и Кого так усердно искал.

Так Евангелист Иоанн открывает нам важную духовную закономерность. Основа подлинной христианской жизни — это личное, сокровенное общение с Богом. Нередко в православной традиции такое общение носит название сердечная молитва. Её самый распространенный вид — это молитва Иисусова. Она очень кратенькая, всего пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Без сердечного молитвенного общения с Творцом, которое происходит глубоко внутри нас, невозможна подлинная духовная жизнь. Она превращается в формальность. Это всё равно, как если бы два супруга жили под одной крышей, вели бы общее хозяйство, воспитывали бы детей, но не имели бы совершенно никакого эмоционального контакта. Все мы знаем, каким бременем подобные отношения наваливаются на человека и нередко становятся причиной развала семьи. Поэтому, дай же и нам, Господи, научиться находить Тебя в глубине своего сердца, чтобы наша христианская жизнь наполнялась пасхальной радостью от полноценного общения с Тобой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!