Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

В абсолютном большинстве евангельских рассказов мы видим Христа, Который проявляет Себя через милосердие, Он лечит, Он поддерживает, Он воскрешает, Он даёт надежду тем, кто её давно потерял. Он не делает различия между самым почтенным и самым презренным человеком, Он смотрит лишь на сердечное расположение, и всеми силами старается донести всем истину о Боге, Который есть Любовь. Может сложиться впечатление, что Христос — это некий бесконечно добрый всепрощающий волшебник, и этим Он сильно отличается от карающего Бога Ветхого Завета. Но мы знаем, что Бог — Один и Тот же, Он верен Себе, и Он неизменен, ну а Священное Писание надо читать внимательнее, потому что именно внимательное чтение Писания поможет нам увидеть единство Ветхого и Нового Заветов в повествовании о Боге.

В Евангелии тоже есть места, в которых Христос выступает в очень нетипичной для Себя роли: Он проявляет гнев. Многим христианам памятна история про изгнание Христом торгующих из храма с применением физической силы, памятна и история с проклятием смоковницы, которая представляет собой немалую трудность для комментаторов Евангелия. К этим двум эпизодам можно добавить и гнев Христа, направленный на Его учеников тогда, когда они попытались запретить матерям приносить к Спасителю их детей. На первый взгляд кажется, что эта история не имеет ничего общего с нарушением храмового порядка беспорядочной торговлей и с символическим проклятием смоковницы, но если посмотреть внимательнее, то мы увидим, что и в случае с гневом на учеников мы имеем дело не с простой человеческой эмоцией и несдержанностью, а с нарушением чего-то очень важного, чего-то базового, того, что установлено Богом как непреложный закон.

Это «что-то», пожалуй, можно определить как искусственное выстраивание барьеров между человеком и Богом. Да, у апостолов были на то свои причины: они берегли Учителя, а неразумные малые дети казались им тем, от чего вполне можно было бы Его оградить, дети ведь не способны воспринимать поучения и видеть знамения, они вообще мало на что способны.

Христос очень ярко реагирует на эти попытки Своих апостолов, из чего можно сделать как минимум два вывода: во-первых, любое препятствие, которое мы вольно и не вольно воздвигаем между другими людьми и Богом ведёт к крайне неприятной реакции Бога, а во-вторых, есть и иные уровни соприкосновения с Богом, помимо интеллектуального или же физического, уровни, которые доступны детям, но недоступны взрослым. На этих нами плохо осознаваемых уровнях Христос останавливается особо, и говорит, что только детское восприятие Бога способно привести человека в Царство Божие. По совокупному мнению множества авторитетных толкователей, речь здесь идёт о детской способности принимать дары без какого-либо рассуждения, без мысли о скрытых смыслах и о своём достоинстве или же, напротив, его недостаче. Маленькие дети просто берут то, что им предлагается, у них нет того интеллектуального и социального багажа, который мешал бы это делать, а пришедшее в силе Царство Божие можно принять только так — как дар, но, чтобы это сделать, необходимо суметь отринуть все свои сомнения, весь страх и все условности.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Это едва ли не единственный евангельский фрагмент, в котором мы видим негодование Христа Спасителя, направленное на Его ближайших учеников. Как правило, аналогичная реакция у Христа была совсем на другие группы людей — на упорно Ему сопротивлявшихся саддукеев, фарисеев, иудейских книжников, на всех тех, кто сознательно отказывался понимать смысл слов и действий Христа. А здесь к этим людям примкнули и апостолы. Своими действиями они показали, что тоже не понимают Учителя. Но при этом легко войти в положение апостолов и, как следствие, их оправдать: они не были против детей рядом со Христом, они всего лишь хотели, чтобы у Него было время для отдыха, да и, как кажется, какой смысл приносить — именно приносить, а не приводить! — к Нему детей, ведь дети в силу своего возраста не способны осознать то, что Господь говорит и делает... Оказывается, смысл есть, причем смысл двоякий.

Эта евангельская история постоянно повторяется и в наших современных храмах. Есть священнослужители, которые, конечно же, не против маленьких детей в храмах, но которые всеми силами пытаются ограждать церковный порядок от посягательств на него младенцев. Ведь младенцы, как всем прекрасно известно, не всегда способны быть тихими, скромными и незаметными. Чаще же всего они создают вокруг себя суету и много лишних громких звуков. Некоторые священнослужители видят в этом ничем не обоснованное попрание церковного порядка и пытаются бороться, их, как и апостолов, можно понять: они исходят из совершенно верной установки — в храме всё должно быть сосредоточено вокруг Христа, а детский шум мало способствует таковому сосредоточению. Но, подобно апостолам, они ошибаются: маленькие дети не могут рационально подходить к тому, что происходит в храмах, но они, как и приносимые ко Христу младенцы, осознают происходящее иным образом, который можно назвать духовным, хотя внешне это, конечно, и не всегда очевидно. Собственно, возможность такого церковного соприкосновения со Христом и есть первый вывод, который мы можем сделать из этого евангельского отрывка.

Второй вывод известен, о нем писали едва ли не все толкователи Евангелия от Марка, о нем множество раз говорили современные нам проповедники: Христос призывает нас брать пример с детей в их восприятии Царства Небесного. Речь в первую очередь идет об абсолютном доверии. Маленькие дети не сомневаются в словах своих родителей, всё, что они слышат и узнают от своих пап и мам, они воспринимают как истину и совершенно не сомневаются в полученной таким путем информации. Сознание взрослого человека устроено прямо противоположным образом: мы сомневаемся, мы всё проверяем, мы ничему не доверяем. Так нас научила жизнь. Но в отношении евангельских слов Христа необходимо научиться забывать весь свой многолетний опыт недоверия и не сомневаться, доверять каждой Его мысли так, как то делают наши непоседливые и шумные детки в отношении своих родителей.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
26.01.2022среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****