На протяжении всей библейской истории авторы книг Священного Писания пытаются донести, по сути дела, лишь одну мысль, которую с предельной краткостью и внятностью выразил Господь Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Все библейские книги с их множеством историй и персонажей — всего лишь объяснение и иллюстрация этой мысли, и нужны они для того, чтобы через эти образы люди смогли лучше усвоить принцип взаимоотношений с нашим Творцом. Сам Христос тоже идёт по этому пути, Он через различные яркие образы показывает, что на практике означает любовь к Богу «всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим».
Услышанный нами только что отрывок — один из наиболее ярких и запоминающихся отрывков подобного рода, его легко понять, если держать в памяти заповедь о любви к Богу, можно его понять и в том случае, если мы знаем, что такое любовь к человеку, скажем, любовь матери к своему ребёнку. Здесь, как мы услышали, Христос требует от Своих последователей, чтобы они отсекали от себя различные части тела — руку, ноги и глаз — в том случае, если через них приходит соблазн, которому человек не в силах противостоять.
Если понимать эти слова буквально, то они идут в противоречие со всем Священным Писанием, которое очень бережно относится к человеческому телу, а членовредительство считает тяжёлым грехом против замысла Бога о человека. Христос же, по Его собственным словам, пришёл не для того, чтобы нарушать установленный Ветхим Заветом закон: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). А потому Он не мог требовать от Своих учеников того, что идёт в разрез с установлениями Закона. Следовательно, Его призыв к отсечению различных частей тела ни в коем случае нельзя понимать буквально, эти слова — лишь иллюстрация силы той любви, которую человек должен иметь к Богу. Тот, кто возлюбил Бога «всем сердцем своим и всею душою своею и всем разумением своим» готов к самопожертвованию, точно также, как готова к самопожертвованию мать ради своего ребёнка.
Кроме того, эти Христовы слова показывают, что духовная жизнь — это то, к чему необходимо подходить с максимальной серьёзностью и самоотдачей, в противном же случае такая жизнь не принесёт своих плодов, и человек окажется равным тому, кто и вовсе не заботился о своей душе.
Читать далееГосподь Иисус Христос призывает учеников иметь «в себе соль», и говорит, что соль, которая утратила свою солёность, становится совершенно бесполезной. Здесь любопытно вот что: любой человек, который знаком с химией хотя бы в объеме школьного курса, знает, что пищевая соль, то есть хлорид натрия, не может утратить своего вкуса, поэтому Христово выражение «ежели соль не солона будет» не имеет смысла или же является ошибочным. Конечно, мы не можем предположить, чтобы Господь — Творец неба и земли — не знал свойств Своего творения. Скорее всего, Он нарочно использовал это выражение, чтобы видимой нелепостью слов подчеркнуть общий смысл Его высказывания, а также для того, чтобы слушающие лучше запомнили: христианин, который утратил живую и действенную веру во Христа, ничем не отличается от язычников.
Из предшествующих сравнению христиан с солью слов Спасителя становится понятно, каким образом должна проявляться вера во Христа: в стремлении всеми силами и даже сверх сил исполнять Его заповеди. Если по какой-то причине этого делать не хочется, если вместо действий человек занят поисками причин, по которым он не способен жить так, как того требует Евангелие, то это является свидетельством если не совершенной утраты веры, то, как минимум, ее угасания. В этих словах Христа мы видим тот же самый прием, что и с солью: Господь нарочно использует очень яркие метафоры, которые лишены практического смысла, но при этом прекрасно подходят для запоминания, достаточно однажды услышать фразу «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее», чтобы уже никогда ее не забыть. Те Христовы высказывания, которые апостол и евангелист Марк приводит в этом отрывке, прочно вошли в мировую культуру, их знают даже очень далекие от христианства люди.
Здесь нам снова стоит вспомнить о соли. Невозможно представить, чтобы кто-то хранил у себя дома соль ради того, чтобы ей любоваться. У соли есть всем известное практическое применение — она призвана усиливать вкус пищи. Так и христиане в мире существуют не для того, чтобы нами любоваться, у нас тоже есть практическое применение, которое задано Самим Господом Иисусом Христом, применение, ради которого Он нас к Себе призвал — мы должны быть свидетельствовать всей своей жизнью об истинности Евангелия, если мы будем это делать, то и людей, далеких от христианства, не останется.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист