Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что люди бывают лицеприятны, то есть поступают с другими в зависимости от их положения или связей. И дело совсем не обязательно в совершении преступлений, это очень часто проявляется в быту. Человек, который спокойно отказывает другому и говорит «извините, мы закрыты» будет готов подождать, если об этом просит родственник или близкий друг. Иногда, когда мы смотрим со стороны, это кажется нам несправедливым. Когда же касается нас, мы воспринимаем это как должное. Но вот мы приходим в Церковь и переживаем встречу с Богом. О Нём в Священном Писании сказано, что Он не смотрит на лица, то есть не выделяет кого-то в связи с его статусом и положением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Читая Евангелие, мы довольно часто сталкиваемся с рассказами о чудесах, которые совершает Христос. При этом может создаться впечатление, что перед тем, как совершить чудо, Он обязательно ставит условия, по которым человек должен быть этого чуда достоин. Однако при внимательном чтении оказывается, что это не так. Некоторые чудеса и исцеления описываются евангелистами как массовые, когда люди протягивают ко Христу руки, касаются Его и Он исцеляет всех, потому что от Него исходит сила. Иногда людям хочется подкорректировать Евангелие, чтобы в нём всё было ясно и конкретно: благочестивые награждаются, грешные наказываются. Такой особый максимализм, который всё хочет сделать ясным и понятным уже здесь и сейчас. Но Евангелие не поддаётся никаким упрощениям, картина мира, которую оно являет не чёрно-белая. В нём есть разные праведники и разные грешники, и у каждого из них свои отношения со Христом.
Итак, иногда Христос совершал массовые чудеса. Однако сегодня мы слышим из Его уст запрет рассказывать о произошедшем чуде. Это может показаться чем-то противоречивым, хотя на самом деле противоречия тут нет. С одной стороны, ясно, что Христос не совершал чудес втайне, не скрывался, так как Ему надо было показать людям, что День Господень наступил. С другой, Он не хотел лишней славы, не хотел давить на людей Своим авторитетом чудотворца. Ему было важно, чтобы люди поверили благой вести осознанно, а не просто восхитились чудом.
Христос приходит как вестник Божией любви, но эта любовь, как поедающий огонь, высвечивает и выявляет всё, что её недостойно. Христос неслучайно и поддерживает людей, и обличает, ведь подлинная любовь не может быть безразличной к искажениям и неправдам этого мира.
Но самое важное в благой вести пророка Исайи, которого цитирует Матфей, заключается в том, что Бог не только судит, но и ведёт человека к победе. Он не только выявляет кризис, Он даёт силы его преодолеть. Даёт не только избранным, не тем, кто Ему нравится, но всем людям вообще. Бог, конечно, нелицеприятен, но не в том смысле, что Он ко всем одинаково строг, а в том, что Он ко всем одинаково милостив. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, говорит пророк — и речь здесь явно идёт о людях, которые очень слабы духовно. О людях, которые не имеют внутренней целостности, не имеют внутреннего пламени. И всё же Бог к ним милостив. Всё потому, что нет в мире человека, которого Он сотворил бы для погибели и нет того, кого Он не воспринимал бы как Своего, близкого и нуждающегося в спасении.
Читать далееЧтение, которое мы сегодня услышали читается в первую субботу после праздника Рождества Христова. И если в сами рождественские дни, чтения посвящаются описанию событий, которые связаны с рождением Спасителя, то сегодня мы слышим отрывок, который формально никак с Рождеством не связан. Однако это не значит, что он случаен, ведь по сути он говорит о том, ради чего пришел Спаситель и что не менее важно, как именно Он пришел.
Уже практически две тысячи лет христианские проповедники говорят о том, что во Христе на земле воплотился Бог. Причем воплотился Он для того, чтобы дать человеку победу над злом и смертью, от которых мы в жизни страдаем. И страдаем столько, что, как кажется, одна мысль о том, что может быть иначе, должна захватить нас без остатка.
Помню, как однажды ко мне пришел человек, очень заинтересовавшийся христианством. Он сказал мне: «Если всё так, как вы говорите, почему до сих пор вся земля не охвачена одним большим проектом по поддержанию христианского мировоззрения. Силы и деньги тратятся на что угодно, хотя, если речь идет о победе над смертью и злом, большая их часть должна тратиться на это». Он довольно долго этим сокрушался. Конечно, средств и полномочий к тому, чтобы организовать подобный проект у него не было. Но задумаемся вот над чем: может ли вообще христианство превратиться в такой проект, в котором все стройными рядами будут маршировать к победе над злом? Думаю, отрицательный ответ очевиден. Но почему же? Ведь смерть многими действительно воспринимается, как нечто самое ужасное, почему бы не объединиться ради победы над ней? Можно решить, что дело здесь в неверии. Не все верят христианской проповеди. Если христиане, хотя бы некоторые, перестали умирать, тогда может быть, а так... Не все согласны с тем, что результат стоит предполагаемых усилий. Но дело совсем не только в этом. Дело в самой сути христианского подхода к проповеди.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос запрещает исцеленным о Нем рассказывать. Людям, живущим в век рекламы это может быть совершенно не понятно. Как? Если ты хочешь, чтобы у тебя было как можно больше последователей, наоборот, надо сделать так, чтобы все о тебе рассказывали как можно больше. Сегодня некоторые подходят к вопросу о своей известности так: пусть даже ругают и возмущаются, только пусть обо мне говорят. Но для Христа чрезвычайно важно, что именно о Нем будут говорить. И дело не в честолюбии, которого у Него не было, а в том, что в пересказах исцеленных он выглядел бы как простой чудотворец. С чудотворцем, конечно, могут возникнуть личные отношения, но идут к нему люди не как к личности, а как к функции, от него ищут чуда. Пророчество Исаии, которое мы слышим в сегодняшнем чтении, говорит, что Возлюбленный отрок Божий «не будет пререкаться и кричать, и никто не будет слышать Его на улицах». И это вполне приложимо ко Христу, Который не рекламировал себя, не устраивал жарких споров, не кричал о Себе на улицах... Конечно, Он проповедовал, но при этом всегда выстраивал с людьми личные отношения. Люди для Него никогда не становились безличной массой, но и Он для них не должен был становиться только средством. Христос родился в Вифлееме уже больше двух тысяч лет назад, но Он всякий раз рождается в сердце каждого из нас, когда мы приходим не за чем-то, не чтобы добиться от Него чего-то своего... когда мы приходим, чтобы жить общей жизнью с Ним.
Читать далее
священник Стефан Домусчи