Проказа была страшной болезнью. Во времена Христа от нее не было совершенно никаких лекарств, а потому ее еще называли «царской язвой», поскольку исцелить от нее мог лишь царь мира Господь. Человек, который заболел проказой, становился изгоем. Ему запрещалось подходить к людям ближе, чем на 45 метров. Поэтому нередко зараженные жили в изоляции. Иногда они собирались в группы и скитались около поселений в надежде получить подаяние. Они просили его издалека. Вот именно такие люди и встретились Спасителю.
Они начинают кричать издалека: «Иисус Наставник! помилуй нас». В ответ на эту просьбу Господь посылает их показаться священнику. Зачем Он это делает? Дело в том, что проказа считалась наказанием Божиим и была для многих свидетельством, что человек тяжко согрешил. Ему не разрешалось принимать участие в богослужении. Поэтому именно священнослужитель осматривал больного и свидетельствовал, что тот выздоровел, после чего приносилось благодарственное жертвоприношение. А потому тот факт, что Спаситель отправляет прокаженных к священнику, свидетельствует о том, что Он собирается их исцелить. И действительно, по дороге они видят, что болезнь их оставила.
Примечательно то, что только самарянин, когда увидел, что исцелен, возвращается поблагодарить Христа. Хотя также, как иудеи, он должен был пойти в свой храм и там пройти соответствующий ритуал. Он падает ниц к ногам Спасителя, то есть, совершает перед ним поклонение как перед Царем и Богом. Всё это свидетельствует не только о его горячей вере, но и благодарности. За это Господь и говорит ему: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». Он обещает ему то спасение, которое наследовали все Его ученики, то есть Царство Небесное, участником которого он становится за свою благодарность.
Почему же не вернулись иудеи? Обращаясь ко Христу, они рассчитывали на это чудо, как дети Авраама, как единоплеменники Спасителя. А потому они приняли исцеление как само собой разумеющееся, как должное. Очистившись, они спешат в первую очередь исполнить ритуал. Поэтому Господь и сокрушается о них: «не десять ли очистились? где же девять?» Как говорит святитель Григорий Палама, «невернувшихся же, Он порицал своим молчанием об их спасении. Так Он показал, что они потеряли спасение души». Печально, но Бог так и остался для них тем, кого они так и не узнали лично.
Итак, перед нами рассказ о значении благодарности Богу. Зачастую мы принимаем Его милость как само собой разумеющееся. Требуем, получаем, но не спешим или просто забываем Его поблагодарить. Но не поэтому ли так часто Он остается для нас Кем-то далеким, а подчас и чужим. Сегодня Евангелие показывает нам: лишь благодарному сердцу Господь открывается лично и вводит того, кто им обладает, в Свое Небесное Царство.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.