В 2021 году весь мир празднует 200 лет со дня рождения великого русского писателя — Федора Достоевского. Ничуть не сомневаюсь в величии знаменитого литератора, но признаюсь — читать его мне сложно или даже почти невозможно. Погружаясь в тексты Достоевского, начинаешь ощущать, что как будто зависаешь над бездной, а затем падаешь в пропасть тьмы.
Чего только стоит, например, знаменитая беседа Ивана Карамазова с братом Алёшей из романа «Братья Карамазовы»? Безбожник Иван пытается убедить монастырского послушника Алешу в том, что факт присутствия зла в мире доказывает — Бога не существует. Старший брат рассказывает историю про то, как родители издевались над собственной дочерью. Та молилась «боженьке» о спасении, но не получила избавления от мучений.
От людей, скептически относящихся к христианству, приходится слышать примерно такие слова — почему ваш Бог не явится открыто и не уничтожит зло, которое творится в мире? Почему Он не прекратит несправедливость и жестокость? Ответить на эти вопросы сложно или даже почти невозможно. Но давайте вспомним один эпизод из Библии — историю освобождения евреев из-под власти Египта.
Господь посылает к фараону пророка Моисея, и тот творит перед глазами правителя несколько чудес. Но ни одно из них не убеждает фараона в том, что еврейский народ нужно отпустить на свободу. Более того, на страницах библейского повествования мы находим повторяющуюся фразу: «Ожесточил Господь сердце фараона». Эти слова мы часто понимаем неверно. Господь не делает правителя жестоким. Фараон сам ожесточается, видя деяния Божии. Поразительно — чем больше чудес творил Моисей по указанию Божию, тем больше озлоблялся правитель Египта.
Фараон ощущал свою неправоту, видел он и всемогущество Бога, о котором говорил пророк, но не желал принять волю Господа. Он как свободное существо стал Богу противиться и внутренне ожесточаться. Похожее поведение мы наблюдаем и у героя Достоевского — Ивана Карамазова. А ещё видим и в прочитанном евангельском отрывке.
Ко Христу во время субботней проповеди в синагоге подходит женщина, которая восемнадцать лет страдала от тяжелой болезни. Спаситель увидел страдания несчастной, возложил на неё руки и исцелил от недуга. Что мы видим затем? Начальник синагоги вместо того, чтобы прославить милосердие Божие, начинает возмущаться. Он негодует, что Христос совершил исцеление в субботу — день покоя, который у евреев называется шаббатом.
Мнимый ревнитель благочестия начинает говорить иудеям — есть другие дни для совершения чудес, нехорошо, когда они происходят в шаббат. Начальник синагоги, конечно же, беспокоился не о нарушении субботнего покоя. Так он хотел дискредитировать Христа, показать всем, что Иисус из Назарета — грешник, который творит дела в субботу и тем самым якобы нарушает заповедь Божию.
Христос в ответ на обличения свидетельствует о лживости обвинений в Свой адрес. Он прямо указывает на ужасную подмену, которая произошла в головах и сердцах Его современников. Суббота потому была выделена из прочих дней недели Господом, чтобы люди отвлекались от суеты и посвящали себя делам милости и любви. Вместо этого суббота превратилась в день бездействия. Правда, выборочного — когда это было выгодно, иудеи нарушали покой шаббата.
Чему учит нас прозвучавшее евангельское чтение? Тому, что Бог не только наделил нас свободной волей, но и сделал нас ответственными за этот мир. Присутствие зла в мире, к сожалению, является данностью. Но это не вопрос теории, а практики. И Бог хочет, чтобы, подобно Христу, мы со злом не мирились, но преодолевали его добром. Победить страдание до конца и полностью не способен никакой человек, но в наших руках находится возможность самим не делать зла. А ещё проявлять любовь и милосердие к тем, чьи души и тела испытывают боль здесь и сейчас.
Читать далее
священник Антоний Борисов.