Есть одна небольшая деталь в сегодняшнем чтении, на которую поначалу не обращаешь внимания. Это — одежда бесноватого. До встречи с Иисусом он совершенно гол, и живёт там, где люди вообще-то не то что не живут, но и стараются там, на кладбище, без нужды и не появляться. Поскольку в бесноватом до исцеления жил целый легион злых духов — то есть его состояние было близким к пределу — то эти детали становятся весьма интересными для размышления.
Какую важную функцию выполняет одежда — если сразу обойти её защитную роль от внешней среды? Прежде всего, любая одежда — это определённая декларация, заявление. Даже если мы сами об этом никогда не задумываемся. «Встречают по одёжке» — говорит пословица: то есть то, как человек себя «подаёт» своим внешним видом, уже говорит о многом.
Одежда — это своего рода «распространённая кожа» человека, которая одновременно является и барьером, и — с позволения сказать — «интерфейсом» в нашем взаимодействии с окружающим миром. Одежда не только скрывает определённые части тела, но и раскрывает наш внутренний мир посредством языка знаков и символов. Завязанный, приспущенный или снятый галстук — под каждым из этих действий спрятано очень конкретное послание окружающим. То же самое можно сказать о любой детали одежде — впрочем, как и об её отсутствии. Нечищенные ботинки пришедшего на официальный приём говорят не столько о его привычной неряшливости, сколько об отношении к другим участникам встречи. И так — во всём.
Одежда в определённом смысле парадоксальна: скрывая нашу обнажённость, она нас раскрывает, говорит о нас больше, чем может сказать одно голое тело. Но чтобы суметь прочитать этот язык одежды, надо принять его условность, знать знаковую и символическую систему — другими словами, быть человеком как частью социума, владеющего общим языком.
Вызывающая обнажённость бесноватого — это нечто куда большее, чем попрание общественных норм приличности. Это отказ от участия в языковой и символической игре, которая постоянно происходит в любом человеческом обществе — и которая поддерживает высокий статус человечности как таковой. Вот мы и подошли к главному вопросу: а зачем бесам-то надо, чтобы одержимый ими был лишён любой одежды? В чем их-то интерес?
Обнажённый человек — бесчестен и бесславен — потому что как только его лишили остатков «прикрытости» и «потаённости» — он... захлопнулся наглухо, скрылся целиком, превратившись лишь в голый кусок плоти из кожи и костей. В фильме «Матрица» есть один яркий момент, когда агент Смит с искорёженным злобой лицом наклоняется к главному герою киноленты Нео и говорит: «как же я ненавижу этот ваш человеческий запах!» Одежда — как символическое «об-ряживание», «одевание» человека — неотъемлемая часть именно этой «человечности», столь ненавидимой демонами. Их задача — убедить — в первую очередь нас самих — что человек — всего лишь плоть — и нет места в ней для пребывания Духа Божия.
Но есть и ещё более высокий уровень «обряживания» человека человечностью — это... обряд! И теперь Вы теперь понимаете, кто так старается в душе возбудить стойкое нежелание приходить в Божий храм на службу?!...
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.