Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Есть одна небольшая деталь в сегодняшнем чтении, на которую поначалу не обращаешь внимания. Это — одежда бесноватого. До встречи с Иисусом он совершенно гол, и живёт там, где люди вообще-то не то что не живут, но и стараются там, на кладбище, без нужды и не появляться. Поскольку в бесноватом до исцеления жил целый легион злых духов — то есть его состояние было близким к пределу — то эти детали становятся весьма интересными для размышления.

Какую важную функцию выполняет одежда — если сразу обойти её защитную роль от внешней среды? Прежде всего, любая одежда — это определённая декларация, заявление. Даже если мы сами об этом никогда не задумываемся. «Встречают по одёжке» — говорит пословица: то есть то, как человек себя «подаёт» своим внешним видом, уже говорит о многом.

Одежда — это своего рода «распространённая кожа» человека, которая одновременно является и барьером, и — с позволения сказать — «интерфейсом» в нашем взаимодействии с окружающим миром. Одежда не только скрывает определённые части тела, но и раскрывает наш внутренний мир посредством языка знаков и символов. Завязанный, приспущенный или снятый галстук — под каждым из этих действий спрятано очень конкретное послание окружающим. То же самое можно сказать о любой детали одежде — впрочем, как и об её отсутствии. Нечищенные ботинки пришедшего на официальный приём говорят не столько о его привычной неряшливости, сколько об отношении к другим участникам встречи. И так — во всём.

Одежда в определённом смысле парадоксальна: скрывая нашу обнажённость, она нас раскрывает, говорит о нас больше, чем может сказать одно голое тело. Но чтобы суметь прочитать этот язык одежды, надо принять его условность, знать знаковую и символическую систему — другими словами, быть человеком как частью социума, владеющего общим языком.

Вызывающая обнажённость бесноватого — это нечто куда большее, чем попрание общественных норм приличности. Это отказ от участия в языковой и символической игре, которая постоянно происходит в любом человеческом обществе — и которая поддерживает высокий статус человечности как таковой. Вот мы и подошли к главному вопросу: а зачем бесам-то надо, чтобы одержимый ими был лишён любой одежды? В чем их-то интерес?

Обнажённый человек — бесчестен и бесславен — потому что как только его лишили остатков «прикрытости» и «потаённости» — он... захлопнулся наглухо, скрылся целиком, превратившись лишь в голый кусок плоти из кожи и костей. В фильме «Матрица» есть один яркий момент, когда агент Смит с искорёженным злобой лицом наклоняется к главному герою киноленты Нео и говорит: «как же я ненавижу этот ваш человеческий запах!» Одежда — как символическое «об-ряживание», «одевание» человека — неотъемлемая часть именно этой «человечности», столь ненавидимой демонами. Их задача — убедить — в первую очередь нас самих — что человек — всего лишь плоть — и нет места в ней для пребывания Духа Божия.

Но есть и ещё более высокий уровень «обряживания» человека человечностью — это... обряд! И теперь Вы теперь понимаете, кто так старается в душе возбудить стойкое нежелание приходить в Божий храм на службу?!...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!