В сегодняшнем чтении мы услышали притчу о безымянном богаче и бедняке Лазаре. Она кажется довольно понятной. Впрочем, кое-что явно ускользает от слуха русскоязычного читателя, ведь для нас имя бедняка — это просто имя. На самом же деле Лазарь переводится как «Бог мне помог». Учитывая, что он нищий, это обстоятельство позволяет посмотреть на него совершенно по-другому. Он уже не просто бедняк, который лежит у ворот богача, Лазарь похож на того, кого Христос называл нищими духом, потому что именно нищий духом — это человек, который всю свою надежду возлагает не на себя, не на свое богатство, но на Бога. Неслучайно после смерти, он оказывается вместе с Авраамом — человеком, которого Писание называет отцом верующих, потому что он показал высочайший пример доверия Богу.
Богач жил совершенно иначе. Судя потому, что он говорит из глубины ада, он и его братья жили во грехе. Он надеется на покаяние братьев, которые еще живы и продолжают вести себя так же, как он. Пошли им Лазаря — отче Аврааме! — просит богач. «Им не нужен Лазарь, — говорит Авраам, — ведь у них есть закон и пророки... ». Но оказывается, что закон Моисеев братьям богача не указ.
Итак, перед нами не просто богач и бедняк, перед нами люди, по-разному относящиеся к Богу. В чем же выражается их отношение? Разве сам по себе человек, который богат автоматически плохо относится к Богу и разве бедный всегда относится к Нему хорошо? Для того, чтобы понять, что именно хотел сказать нам Спаситель, стоит посмотреть на контекст, ведь притча о богаче и Лазаре — это ответ. И в первую очередь ответ на насмешки со стороны фарисеев. Не возмущение, не протест, но именно насмешки. Над чем же они смеялись? «Не может человек служить двум господам, Богу и богатству, говорит Христос». И фарисеи, будучи сребролюбивы, начинают над Ним смеяться. Они, конечно, верили в Бога, но помимо Бога они очень любили деньги. В чем суть их ошибки? В чем вообще суть неправильного восприятия ресурсов? В том, чтобы считать их своей надеждой, тем на что опираешься в жизни, тем, что придает тебе уверенности.
Лазарь спасается не потому, что сделал много добрых дел, но находясь в бедственном положении, он не возмущался, не осуждал, не хулил Бога...
Богач погибает, не потому что богат, а потому что полагается на богатство и боится расстаться с ним... Чтобы поделиться надо быть готовым рискнуть... Ведь, когда мы видим, что должны нечто отдать, нам часто кажется, что мы можем лишиться жизненной опоры. Но если мы доверимся Богу и будем полагаться на Него, мы увидим в ближнем брата, а не соперника. Мы сможем делиться не только от щедрот, но будем готовы отдать последнее, потому что надежду свою будем видеть в Боге.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.