Еврейское государство времен Иисуса Христа находилась под властью Рима, то есть считалось одной из провинций империи, и называлась «Сирия». Соответственно здесь находился гарнизон римского легиона. В легион могли входить от 4500 до 6000 солдат. Каждой сотней командовал офицер, который имел звание центуриона, или же, по-русски, сотника. Именно о таком солдате и идет речь в сегодняшнем отрывке.
Удивительно то, с каким уважением сотник относится к религиозной традиции евреев. Как мы знаем, римляне были язычниками, а потому пренебрегали верой в Единого Бога. Сотник же напротив, с уважением относится к чуждой для него религиозной традиции. Из Евангелия от Луки, которое также рассказывает об этом эпизоде, мы узнаем, что его уважение к ветхозаветной религии было таково, что он даже построил для иудеев синагогу. По причине этого же уважения, он не приглашает Иисуса в свой дом. Не потому что пренебрегает или брезгует Им, а потому что знает: правоверный раввин, которым, по его мнению, и является Христос, не может войти в дом язычника. Ведь по закону Моисея это означает осквернить себя. Наконец, знаменателен сам факт обращения ко Христу. Ведь, исходя из своего горького опыта, римляне, в каждом народном лидере евреев склонны были без разбора видеть потенциального бунтовщика. Сотник же обращается к Спасителю как к учителю мудрости, с доверием и почтением. За такую открытость, искренность и доверие сотник и получает просимое. Слуга выздоравливает. Но не только это. Согласно одному из преданий, именно этот офицер стоял при кресте Христовом, признал в Нем, повешенным на древе, Сына Божия, стал свидетелем Его воскресения, а после одним из первых из числа язычников принял христианское крещение и пошел с проповедью о Спасителе по за пределы Римской империи. Предание даже сохранило его имя — великомученик Лонгин.
Людям свойственно не доверять и подозрительно относиться ко всему чужому. Ведь нам комфортней жить в привычном мире, когда вокруг нас знакомые, заслуживающие доверия предметы и люди. Так мы чувствуем себя в безопасности. Всматриваться, доверяться, наконец, открываться незнакомому не в нашей привычке. И это совершенно естественно и логично. Это охраняет нас от многих неприятностей. Однако с другой стороны, вероятно, здесь скрывается та самая причина, по которой Господь не может войти в нашу жизнь. Ведь бывает, что Он приходит к нам слишком необычным способом, под теми образами, под которыми мы не можем Его узнать. Именно так Он пришел к тем, кто повесил Его на кресте. И, напротив, с большей вероятностью Он откроется тому, кто готов, подобно сотнику Лонгину, ценить и уважительно относиться к чужому. Постараемся так поступать и мы. Ведь если нам в жизни встретилось что-то непривычное и странное, это не означат, что что через него Бог не может открыть нам Свою Истину.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.