Помочь радио

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 18-22; Глава 19, стихи 1-2,13-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Матфея, Глава 18

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Евангелие от Матфея, Глава 19

01 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

02 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 18

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Евангелие от Матфея, Глава 19

01 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

02 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В своем толковании на сегодняшний евангельский отрывок святитель Иларий Пиктавийский говорит очень важные слова: «Свойственные нам пороки не достойны прощения, потому прощение исходит только от Него», то есть от Христа. Святитель Иларий не делает различия между нашими грехами, по его мнению, все они в равной степени не достойный прощения, вне зависимости от их тяжести и того, как они выглядят в глазах общества. Но Бог их прощает без всяких условий. Вернее сказать, одно условие есть, Христос неоднократно озвучивает его на страницах Евангелия: «Иди и больше не греши» (Ин. 8:11). Это условие, которое Спаситель ставит уже после прощения греха человека, а не до. Он вообще ничего не требует перед прощением. Для получения прощения от Бога достаточно лишь высказанного желания. Слова Христа о том, что мы должны прощать друг другу «до седмижды семидесяти раз», указывают не на точное количество «актов прощения», а на их бесконечное число. Это общее мнение святых. К примеру, преподобный Иустин (Попович) выразил эту мысль в таких словах: «Здесь идет речь о том, кто грешит и кается, непрерывно грешит по какой-то своей слабости и непрерывно кается. Тут следует прощать не до семи раз, но до семижды семидесяти раз. Это же значит: бессчетно. Почему? Потому что речь идет о какой-то печальной немощи в душе данного грешника, или каком-то отягощении, кто знает каком и откуда».

Понимание сегодняшних слов Христа Церковью, комментарий святителя Илария о том, что любой грех по своей сути есть грех, который может простить лишь Сам Бог, в совокупности говорят о крайне важной истине: мы не можем ставить друг другу условия для прощения чего бы то ни было. Единственной и достаточной причиной является лишь стремление человека к получению прощения. А дальше начинается действие Бога. Наше же прощение — это вхождение в божественное действие прощения. Мы можем с ним не согласиться, а можем и согласиться. Очень грустно оказаться в ситуации, в которой Бог простил, а мы — нет. Потому что такое состояние отторгает нас самих от богообщения и открытого, честного, в полный рост предстояния перед Творцом. Сознательно уклоняясь от принятия воли Божией о прощении другого, мы сами лишаем Бога способности слышать любые наши молитвы и воззвания к Нему.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Жизнь человека полна сложностей. Нередко совершив тот или иной поступок тяготящий совесть, человек задается вопросом: как ему с этим поступком быть, как ему примириться с самим собой, как очистить собственную душу. Перед религиозным человеком, конечно же, встаёт вопрос: кто может прощать грехи?

Священное Писание недвусмысленно говорит, что по-настоящему прощать грехи может только Бог. В то же время, из того же Евангелия мы знаем, что Христос дает апостолам власть вязать и решить грехи. Дар, который получают апостолы всегда ассоциировался в Церкви с тем даром, который являет священник, когда примиряет кающегося грешника с Церковью. Но и здесь речь идёт о том, что прощает сам Бог, в то время как священник является только свидетелем. Раскаяния, очищения и примирения.

И все же всё же, говоря о прощении грехов, мы не должны забывать, что простить может так же тот, против кого грех был направлен. Каждый их нас может прощать другого. Более того, Христос неоднократно нас к этому призывает. Конечно, речь идёт не о таком исцеляющем действии, которое оказывает на душу прощение Божье, но важно понимать, что и простое человеческое прощение так же носит исцеляющий характер. Это прощение не может исцелить многого, но оно может исцелить сами человеческие отношения, оно является первым и очень важным этапом примирения с совестью.

Жизнь человека так или иначе полна конфликтов. Если не тех, которые можно было бы назвать ссорами, то по крайней мере конфликтами интересов, конфликтами пониманий, целей, средств... Можно сказать, что человеческое общество находится в ситуации постоянного разлада и расстройства... Он нуждается в мире, но неспособен его достигнуть.

И вот Христос приходит именно для того чтобы этот мир человеку дать. Дать через Церковь, через сообщество своих учеников, которые этот мир должны явить остальным людям. Поэтому Он и говорит сегодня: «Где двое или трое собраны во Имя моё там я посреди них». Христос приходит чтобы объединить людей на земле, для того чтобы всякое их прошение обращённое в Его присутствии к Богу исполнилось... И, конечно же, главное прошение, которое каждый хоть раз в жизни обращал Богу: прошение о мире. О том, чтобы на земле между людьми в масштабе стран, в масштабе народов, в масштабах семей наступил мир. Но Бог не может сделать этого без нас. Мир может наступить с Его помощью, но не без участия наших сердец. Чтобы наступил мир, мы должны научиться прощать. Поэтому на вопрос Петра о количестве прощений Христос говорит о практически бесконечном прощении. И это действительно чрезвычайно важно. Наша жизнь основана на том, что всё время прощаем друг друга, ведь все мы несовершенны, все мы разные... В каком-то смысле мы все еще живы и мир все еще стоит именно потому, что в мире есть прощение. Есть возможность проявить любовь и прекратить ненависть. Лейтмотивом сегодняшнего чтения оказывается именно прощение и состояние в котором оно оказывается возможным.

Чтение заканчивается рассказом о детях. Кажется к чему здесь дети? Почему Иисус благословляет их и говорит ученикам: «Не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царствие небесное?»

Всё дело в том что дети — являют нам лучший пример примирения и прощения, который только можно себе представить. Посмотрим на них, они практически сразу забывают обиды, только что загорелась ссора и вот опять мир... опять игра... опять они расположены друг ко другу... Именно такими же должны быть настоящие христиане, всегда настроенными на добро, на подлинное общение и любовь.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок начинается с выражения, которое издревле понималось как прямое указание на то, что Спаситель дал Своим апостолам, а также их приемникам, церковной иерархии, особые силы и полномочия. «Что свяжете на земле, то будет связано и на небе; что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе». Так, например, священник может совершать таинства Церкви: Крещение, Литургию, Венчание, наконец, он может отпускать грехи. Все это совершается не по причине каких-то особых заслуг священника, не по причине его духовного и нравственного состояния. Все эти вещи совершаются силою Иисуса Христа, Который незримо действует через Своего служителя. Подлинным тайносовершителем является Бог, а не человек.

Однако это выражение можно понимать и в более широком смысле. Все, что бы мы ни делали здесь, на земле, как бы мы ни относились друг ко другу, будет иметь свой отзвук в вечности. Любовь, преданность, прощение ровно, как и ненависть, лукавство, озлобленность, не пустые чувства и эмоции, которые мгновенно испаряются и исчезают без следа. Они оставляют в бессмертной душе глубокий след и определяют в итоге ее участь. Качество ее бытия в мире ином будет зависеть от того, какие добродетели или же страсти я связал в себе, а какие разрешил, то есть развил. Таким образом, слова Христа – слова о власти, которая дарована каждому человеку. Однако это не власть определять судьбу тех, кто меня окружает, но в первую очередь способность определять свою собственную судьбу.

Далее мы узнаем, как именно это можно сделать. Петр спрашивает Спасителя, сколько раз прощать человеку, который нанес тебе обиду, и принимать его в общение? И сам же высказывает предположение, что необходимо прощать 7 раз. Дело в том, что у иудеев был обычай прощать три раза. В четвертый раз человеку не прощался его проступок. Таким образом, Петр думает, что, назвав число 7, он великодушничает. Однако Господь говорит, что это необходимо делать 70 раз по семь. Конечно, это не значит, что прощать необходимо 490 раз, а на 491 отказать в прощении. Для Христа цифры не важны. Он хочет показать, что прощать необходимо до бесконечности, каждый раз, когда человек приходит к тебе с покаянным чувством.

Именно в этот момент мы и можем проявить ту самую власть «вязать и решить», о которой упоминает сегодняшнее Евангелие. Каким своим эмоциям я дам волю, а какие попытаюсь сдержать? Дам простор обиде, подозрительности, злопамятности или же пересилю себя и на свой страх и риск покрою человека милостью, дам ему еще шанс? Лишь в том случае, если я буду находить в себе силы делать это бесконечное количество раз, я могу быть уверен, что теми царскими дарами, которые мне оставил Спаситель, своей властью «вязать и решить», я воспользовался вполне. Ведь связав в себе страсти и дав простор милости, я принес пользу и тем, кто меня окружает, и, что самое главное, пользу своей бессмертной душе.

Читать далее
13.08.2019вторник