Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 18-22

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 1-2,13-15

01 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

02 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В своем толковании на сегодняшний евангельский отрывок святитель Иларий Пиктавийский говорит очень важные слова: «Свойственные нам пороки не достойны прощения, потому прощение исходит только от Него», то есть от Христа. Святитель Иларий не делает различия между нашими грехами, по его мнению, все они в равной степени не достойный прощения, вне зависимости от их тяжести и того, как они выглядят в глазах общества. Но Бог их прощает без всяких условий. Вернее сказать, одно условие есть, Христос неоднократно озвучивает его на страницах Евангелия: «Иди и больше не греши» (Ин. 8:11). Это условие, которое Спаситель ставит уже после прощения греха человека, а не до. Он вообще ничего не требует перед прощением. Для получения прощения от Бога достаточно лишь высказанного желания. Слова Христа о том, что мы должны прощать друг другу «до седмижды семидесяти раз», указывают не на точное количество «актов прощения», а на их бесконечное число. Это общее мнение святых. К примеру, преподобный Иустин (Попович) выразил эту мысль в таких словах: «Здесь идет речь о том, кто грешит и кается, непрерывно грешит по какой-то своей слабости и непрерывно кается. Тут следует прощать не до семи раз, но до семижды семидесяти раз. Это же значит: бессчетно. Почему? Потому что речь идет о какой-то печальной немощи в душе данного грешника, или каком-то отягощении, кто знает каком и откуда».

Понимание сегодняшних слов Христа Церковью, комментарий святителя Илария о том, что любой грех по своей сути есть грех, который может простить лишь Сам Бог, в совокупности говорят о крайне важной истине: мы не можем ставить друг другу условия для прощения чего бы то ни было. Единственной и достаточной причиной является лишь стремление человека к получению прощения. А дальше начинается действие Бога. Наше же прощение — это вхождение в божественное действие прощения. Мы можем с ним не согласиться, а можем и согласиться. Очень грустно оказаться в ситуации, в которой Бог простил, а мы — нет. Потому что такое состояние отторгает нас самих от богообщения и открытого, честного, в полный рост предстояния перед Творцом. Сознательно уклоняясь от принятия воли Божией о прощении другого, мы сами лишаем Бога способности слышать любые наши молитвы и воззвания к Нему.