Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
иеромонах Феоктист Игумнов.
Евангелие от Матфея, Глава 12

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 12

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В ответ на требование показать знамение, Христос ссылается на историю пророка Ионы, а конкретно на пребывание Ионы внутри кита три дня и три ночи. Конечно, для нашего рационального сознания история с поглощением китом человека и дальнейшим освобождением выглядит крайне неправдоподобно, но тем не менее, история Ионы очень важна для христианства. Христос в этой Своей речи делает акцент не только на нахождении Ионы в чреве кита и на Своем грядущем пребывание аналогичное количество времени во гробе, но и на том, что ниневитяне «покаялись от проповеди Иониной». Иона был послан Богом в Ниневию с одной простой целью, которая была озвучена следующим образом: «встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). Ионе совершенно не хотелось брать на себя эту миссию, и он всеми силами пытался от нее уклониться, после призыва со стороны Бога, «встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня». Но в Ниневию он все же попал, попутно чуть не погибнув во время шторма и побывав внутри кита. Во время пребывания во чреве кита у Ионы была возможность переосмыслить свое поведение и отношение к повелениям Бога, закончилось это переосмысление фразой Ионы: «я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:10) Проповедь Ионы в Ниневии была очень простой и незамысловатой, вот как о ней сказано в Священном Писании: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4) Сложно поверить, но этого для ниневитян оказалось достаточно. Они поверили Ионе, «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3:5). В результате Бог помиловал город и его жителей, что очень сильно огорчило Иону. Именно эту историю сегодня упоминает Христос Спаситель. Жителям Ниневии хватило одного незнакомого им проповедника, который, если судить по книге пророка Ионы, вел себя довольно экстравагантно и его вполне можно было принять за городского сумасшедшего. Но им было достаточно его призыва к покаянию, потому что их нравственное чувство не было помрачено, они были способны слышать не столько внешний призыв, сколько голос собственной совести. Они не нуждались в каких-либо знамениях и чудесах, им было достаточно информации о грядущем разрушении Ниневии. Собственно, проблема книжников и фарисеев заключалась в молчащей совести, но никакие знамения не способны коснуться такой совести, ее разбудить может лишь внутренняя работа над самими собой.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Не так давно фарисеи выдвинули против Иисуса обвинение, что Он – колдун, и действует с помощью демонов. Однако обвинение не сработало: ни народ не поддался на провокацию, ни Сам Иисус нисколько не смутился, а несколькими фразами разрушил эту клевету на глазах у всех. Тогда фарисеи, уже одержимые желанием показать несостоятельность Иисуса как Мессии, предпринимают ещё одну попытку: они требуют показать знамение – какое-нибудь грандиозное чудо, очевидное для всех, исключающее вариативность толкований. Можно даже так сказать: они требуют от Иисуса, чтобы он заставил их поверить в Своё Мессианство!

Однако Спаситель прекрасно понимает всё лукавство и бессмысленность этой затеи. Невозможно «вынудить» или «заставить» человека поверить, если к этому не готово его сердце. Иудеи обречённо барахтаются в формате «рыночных» отношений между ними и Богом – но Иисус призывает их к принципиальному пересмотру самих основ религиозной жизни. И в качестве ответа на провокацию он обращается к очень болезненному для евреев библейскому эпизоду с пророком Ионой – которого Бог направил с обличением в Ниневию – к народу, который был заклятым врагом Израиля. И, что самое неприятное для евреев, ниневитяне услышали Иону, раскаялись в своих грехах – и тем самым избежали нависшего над ними наказания. Сам факт этого раскаяния в самом средоточии зла – уже достаточно скандален для сознания правоверного иудея. Напоминая об этом случае и о пребывании пророка Ионы в чреве кита, Спаситель прозрачно намекает на Свои грядущие смерть и трехдневное воскресение из мертвых – то единственное «знамение», которое и получат иудеи как свидетельство мессианского достоинства Иисуса.

И завершается чтение словами Спасителя о злом духе, который будучи изгнан, возвращается с другими бесами обратно к человеку, если его душа так и остаётся пустой. Неспроста именно эти слова завершают речь о знамениях. Иисус показывает, что хоть Он и властен изгонять демонов из людей, но Он не может нарушить право человеческой свободы. Любая пустота, любой вакуум неизбежно будет заполнен – и если его сознательно не наполнять тем, что ведёт нас к Богу, к святости, к чистоте – в душу снова вернутся бесы в ещё большем количестве.

Как важно помнить о том, что душа не терпит пустоты! Да, мы бываем усталы, нам требуются отдых и покой – но сами по себе отдых и покой не могут быть содержанием нашей жизни. Если мы только к этому и стремимся – мы выметаем дом нашей души, отворяем нараспашку двери и окна – а потом удивляемся, увидев в нём совсем нежеланных и очень наглых гостей.

Вот о чем стоим нам всегда помнить: у нас только один любимый и желанный Гость – Христос, и когда Он с нами, нечего нам бояться!

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Довольно сложно представить человека, который идёт в больницу в надежде, что ему станет хуже. К врачам люди обращаются по другой очевидной причине: чтобы стать здоровым, чтобы избавиться от боли. Точно также и в Церковь люди идут не для того, чтобы к одной душевной муке добавить несколько иных. Все мы надеемся получить в таинствах Церкви успокоение от того, что нас терзает, то есть от наших собственных грехов и страстей. Но если человек, который успешно прошёл курс лечения в какой-нибудь клинике не станет выполнять рекомендации врачей по дальнейшей счастливой и безболезненной жизни, то физическое состояние такого человека через какое-то время ухудшится, его болезнь вернётся, и вернётся с новой силой. И врачи не будут в этом виноваты. Так и Церковь не виновата в том, что кому-то становится хуже после участия в церковных таинствах, после исповеди и причащения. Ведь, как мы только что слышали, Христос предупреждает о таком возможном исходе: нечистый дух стремится вернуться в человека, но не один, а с компанией. Любой грех и любая страсть в той или иной степени — проявление действия нечистых духов. Получается, что попытка очистить душу содержит в себе серьёзную опасность: может стать только хуже. Вместо покоя и свободы человек может попасть в ситуацию ещё большего греховного пленения. Возможно ли избежать таких грустных последствий? Да, возможно. Если не оставлять дом своей души пустым. Если занять его Святым Духом. А Он, по мысли блаженного Августина, обитает только в том, кто кроток сердцем. Блаженный Августин пишет: «Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис.66:1-2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания». Получается, что любой человек сильно рискует, если он остановится лишь на очищении своей души от греха, если он не пойдёт дальше, если не пойдёт по пути стяжания духа кротости, духа разума и премудрости, духа ведения и благочестия, если не сделает свою душу способной принять Духа Господня.

Читать далее
17.07.2019среда