Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45
Не так давно фарисеи выдвинули против Иисуса обвинение, что Он – колдун, и действует с помощью демонов. Однако обвинение не сработало: ни народ не поддался на провокацию, ни Сам Иисус нисколько не смутился, а несколькими фразами разрушил эту клевету на глазах у всех. Тогда фарисеи, уже одержимые желанием показать несостоятельность Иисуса как Мессии, предпринимают ещё одну попытку: они требуют показать знамение – какое-нибудь грандиозное чудо, очевидное для всех, исключающее вариативность толкований. Можно даже так сказать: они требуют от Иисуса, чтобы он заставил их поверить в Своё Мессианство!
Однако Спаситель прекрасно понимает всё лукавство и бессмысленность этой затеи. Невозможно «вынудить» или «заставить» человека поверить, если к этому не готово его сердце. Иудеи обречённо барахтаются в формате «рыночных» отношений между ними и Богом – но Иисус призывает их к принципиальному пересмотру самих основ религиозной жизни. И в качестве ответа на провокацию он обращается к очень болезненному для евреев библейскому эпизоду с пророком Ионой – которого Бог направил с обличением в Ниневию – к народу, который был заклятым врагом Израиля. И, что самое неприятное для евреев, ниневитяне услышали Иону, раскаялись в своих грехах – и тем самым избежали нависшего над ними наказания. Сам факт этого раскаяния в самом средоточии зла – уже достаточно скандален для сознания правоверного иудея. Напоминая об этом случае и о пребывании пророка Ионы в чреве кита, Спаситель прозрачно намекает на Свои грядущие смерть и трехдневное воскресение из мертвых – то единственное «знамение», которое и получат иудеи как свидетельство мессианского достоинства Иисуса.
И завершается чтение словами Спасителя о злом духе, который будучи изгнан, возвращается с другими бесами обратно к человеку, если его душа так и остаётся пустой. Неспроста именно эти слова завершают речь о знамениях. Иисус показывает, что хоть Он и властен изгонять демонов из людей, но Он не может нарушить право человеческой свободы. Любая пустота, любой вакуум неизбежно будет заполнен – и если его сознательно не наполнять тем, что ведёт нас к Богу, к святости, к чистоте – в душу снова вернутся бесы в ещё большем количестве.
Как важно помнить о том, что душа не терпит пустоты! Да, мы бываем усталы, нам требуются отдых и покой – но сами по себе отдых и покой не могут быть содержанием нашей жизни. Если мы только к этому и стремимся – мы выметаем дом нашей души, отворяем нараспашку двери и окна – а потом удивляемся, увидев в нём совсем нежеланных и очень наглых гостей.
Вот о чем стоим нам всегда помнить: у нас только один любимый и желанный Гость – Христос, и когда Он с нами, нечего нам бояться!