В ста восьмидесяти километрах от столицы Македонии расположен небольшой туристический городок Охрид. Сегодня в этом уютном уголке на берегу озера мало что напоминает о великом прошлом. Именно в этих местах в начале десятого века трудились ученики святых просветителей Кирилла и Мефодия. В числе самых преданных последователей словенских братьев был Горазд Охридский или как его еще называют Горазд Болгарский.
Святой Горазд по происхождению был славянином. Он получил хорошее образование в латинской школе. Кирилл и Мефодий очень любили своего ученика за его крепкую веру и доброе сердце. Горазд много помогал святым братьям в деле просвещения народ Великой Моравии. Эта держава была родиной святого Горазда. В годы своего расцвета Великоморавское государство включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также часть Польши и Украины.
Прекрасно знавший греческий, латинский и славянский языки, Горазд трудился над переводами духовных книг и, конечно же, учительствовал. Позже Горазд удостоился быть в числе тех, кого Кирилл и Мефодий взяли с собой в Рим для посвящения в духовный сан.
Горазд Охридский был очень предан делу просвещения и разделил со святыми братьями Кириллом и Мефодием многие тяготы миссионерского служения. Когда Мефодия несправедливо заключили в одну из немецких тюрем, Горазд не оставил своего духовного наставника. Заключение длилось три года.
Согласно церковному преданию, перед смертью святого Мефодия верные ученики спросили его: «Кого избираешь ты, отец и учитель наш, продолжателем твоего дела?» Святой, указывая на Горазда, отвечал им: «Этот из ваших краев, муж образованный, хорошо разбирается в латинских книгах и праведный». И после кончины святителя Мефодия Горазд стал его преемником на Моравской кафедре.
В Моравии просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров. Деятельность Горазда не получила одобрения и у папы Римского, который запретил богослужение на славянском языке, а противящихся предписывал изгнать из страны. В итоге Горазд Охридский был заключен в темницу, где провел почти три месяца, претерпев жестокие истязания. Впереди святителя ожидало прощание со своим отечеством. Изгнанный из Моравии, славянский просветитель Горазд нашел приют в Болгарии. Его с честью принял князь Борис, в крещении Михаил, который стремился к просвещению своего народа. В Болгарии Горазд продолжил свою миссионерскую деятельность. Святитель Горазд Болгарский скончался около 896-го года. Его мощи почивают в монастыре близ города Берат, ныне это территория Албании.
На иконах равноапостольный Горазд Болгарский изображается старцем с длинной окладистой бородой в епископском облачении и непременно с Евангелием в руках.
17 декабря. Об эпохе служения Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского
Сегодня 17 декабря. День памяти Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, отошедшего ко Господу в тысяча пятьсот пятом году.
Об исторической эпохе его служения — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (17.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже очень сильные духом люди, случается, страдают от сильнейшей тяжести обстоятельств жизни. Апостол Павел был, конечно же, твердейшим кремнём веры, но и он, бывало, буквально стонал от невыносимости испытаний, выпадавших на его участь. Об этом, среди прочего, говорится в отрывке из 4-й главы второго послания апостола Павла к Тимофею, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Своё второе послание к Тимофею апостол Павел написал из римской тюрьмы, где оказался по ложному обвинению. Иудейские служители Иерусалимского храма обвиняли его в богохульстве и подстрекании бунта. Чего, конечно же, не было. На самом деле, речь шла о зависти и мести по отношению к апостолу. Павел не пожелал стать жертвой беззаконной расправы и воспользовался как римский гражданин правом требовать суда цезаря. Потому и был этапирован в Рим.
Второе послание к Тимофею Павел написал после первого судебного заседания, когда ему, несмотря на все усилия лжесвидетелей, удалось выстоять и защитить себя, благодаря помощи Божией. Надо сказать, что давать показания против апостола прибыли его неприятели не только из Иерусалима. Приехал из Эфеса, в частности, некий Александр, мастер по изготовлению медных идолов. Он был крайне недоволен тем, что проповедь Павла подорвала его бизнес — эфесяне, обратившиеся в христианство, перестали покупать товар Александра. И он решил отомстить — тоже обвинить Павла в попрании государственных основ.
Апостол, конечно, надеялся на помощь Божию. И Господь, как уже отмечалось, вдохновлял и укреплял его. Но Павел был человеком, а потому нуждался не только в утешении свыше. Он надеялся на помощь друзей. Но тут всё оказалось не так уж и хорошо. Ближайшие помощники святого его покинули. Или как он пишет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию». Остался с Павлом только апостол Лука — автор одного из Евангелий и книги Деяний. Он владел профессией врача и помогал своему наставнику, утешал его и лечил. В Риме у апостола появились новые ученики. Он их перечисляет в конце прозвучавшего чтения: «Приветствуют тебя (Тимофей) Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия».
Но Павлу явно было очень тяжело. А ещё он понимал, что, скорее всего, недруги добьются своего. А именно — исполнения смертного приговора над апостолом. Потому Павел и хотел успеть попрощаться с дорогими ему людьми. Прежде всего, с Тимофеем — своим ближайшим учеником, которого апостол считал своим сыном. Его он просит принести с собой так называемые кожаные книги — пергаменты с путевыми заметками, которые Павел оставил в городе Троаде. А ещё фелонь — то есть накидку. Апостол полагал, что с наступлением зимы в тюрьме будет холодно. Но он по скромности никого не хотел обременять в Риме своими заботами.
Тимофей, в итоге, успел повидать учителя. Принёс ему то, о чём он просил. И всё вышесказанное вполне может утвердить нас в следующей мысли. Да. Мы призваны Богом стремиться к Его Царству, но мы не должны всё же презирать этот мир. Особенно тех людей, которых мы можем называть своими друзьями. Они не просто наши случайные попутчики по жизни. Если нас с ними связала настоящая, искренняя дружба, значит, данная связь продолжится и в Царстве Божием, где праведники пребывают вместе, а не поодиночке. И если такой великий святой, как апостол Павел, ценил дружбу, находя в ней утешение, давайте и мы будем ценить наших друзей, помогая им в трудных обстоятельствах и сами с благодарностью принимая их помощь нам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












