
Давным-давно жила в одном селении бедная старушка-вдова, и был у неё сын Мирали. Нанялся Мирали в работники к одному богатому баю.
Три дня бай ничего не заставлял своего работника делать, а потом велел вместе с ним поехать в горы. Сели они на верблюдов и добрались до подножья высокой горы. Бай велел Мирали лечь на землю, завернуться в бычью шкуру и накрепко его верёвками обвязал. Не понял Мирали, для чего это нужно, но спорить не посмел.
Вскоре прилетели две большие хищные птицы. Схватили они свежую бычью шкуру, подняли её на вершину неприступной горы, и принялись рвать клювами и когтями на части. А когда увидели человека, испугались и улетели.
Поднялся Мирали на ноги, ничего понять не может.
— Что же ты стоишь? — кричит ему бай снизу. — Бросай вниз цветные камни, что лежат у тебя под ногами!
Смотрит Мирали, а на горе вокруг множество драгоценных камней рассыпано — алмазы, рубины, яхонты, изумруды, бирюза.
Стал Мирали собирать их и бросать вниз, а бай камешки собирает и в мешки складывает.
— Господин, как же я отсюда спущусь? — спрашивает Мирали бая.
— Накидай мне побольше камней, и я тебя научу, как спуститься с горы, — говорит бай.
Когда мешки были наполнены, бай навьючил их на верблюдов и крикнул Мирали:
— Посмотри, сколько моих батраков осталось на горе! Пусть они тебя научат, как вниз спуститься.
Сказал это бай, засмеялся и уехал. Долго искал Мирали, где вниз сойти, но кругом были обрывы и пропасти, и в них белели человеческие кости.
Вдруг над головой Мирали что-то зашумело: на гору прилетел большой орёл. Парень не растерялся: крепко ухватился обеими руками за лапы орла. Орёл поднялся в воздух, долго пытался сбросить Мирали, и, наконец, спустился на землю. Так Мирали избавился от гибели.
Через какое-то время Мирали отрастил бородку, пошёл на базар и нанялся в работники коварному баю. История повторилась: через три дня бай нового батрака к горе самоцветов повёз. Только на этот раз Мирали сделал вид, что не понимает, как в бычью шкуру заворачивался. А когда бай лёг показать, Мирали его самого завернул. Прилетели хищные птицы — и перенесли бая на гору самоцветов.
— Не теряй времени — бросай вниз драгоценные камни, как я тебе кидал! — крикнул ему снизу Мирали.
Только теперь узнал бай своего бывшего работника. Задрожал он от страха и злости и спрашивает:
— Как же ты смог спустился с горы?
— Кидай камешки, потом узнаешь!
Может быть, жадный бай до сих пор на горе самоцветов сидит. Или всё же сумел спуститься? А мы твёрдо одно знаем: коварный от наказания не уйдёт.
(по мотивам туркменской народной сказки)
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема