
Давным-давно жила в одном селении бедная старушка-вдова, и был у неё сын Мирали. Нанялся Мирали в работники к одному богатому баю.
Три дня бай ничего не заставлял своего работника делать, а потом велел вместе с ним поехать в горы. Сели они на верблюдов и добрались до подножья высокой горы. Бай велел Мирали лечь на землю, завернуться в бычью шкуру и накрепко его верёвками обвязал. Не понял Мирали, для чего это нужно, но спорить не посмел.
Вскоре прилетели две большие хищные птицы. Схватили они свежую бычью шкуру, подняли её на вершину неприступной горы, и принялись рвать клювами и когтями на части. А когда увидели человека, испугались и улетели.
Поднялся Мирали на ноги, ничего понять не может.
— Что же ты стоишь? — кричит ему бай снизу. — Бросай вниз цветные камни, что лежат у тебя под ногами!
Смотрит Мирали, а на горе вокруг множество драгоценных камней рассыпано — алмазы, рубины, яхонты, изумруды, бирюза.
Стал Мирали собирать их и бросать вниз, а бай камешки собирает и в мешки складывает.
— Господин, как же я отсюда спущусь? — спрашивает Мирали бая.
— Накидай мне побольше камней, и я тебя научу, как спуститься с горы, — говорит бай.
Когда мешки были наполнены, бай навьючил их на верблюдов и крикнул Мирали:
— Посмотри, сколько моих батраков осталось на горе! Пусть они тебя научат, как вниз спуститься.
Сказал это бай, засмеялся и уехал. Долго искал Мирали, где вниз сойти, но кругом были обрывы и пропасти, и в них белели человеческие кости.
Вдруг над головой Мирали что-то зашумело: на гору прилетел большой орёл. Парень не растерялся: крепко ухватился обеими руками за лапы орла. Орёл поднялся в воздух, долго пытался сбросить Мирали, и, наконец, спустился на землю. Так Мирали избавился от гибели.
Через какое-то время Мирали отрастил бородку, пошёл на базар и нанялся в работники коварному баю. История повторилась: через три дня бай нового батрака к горе самоцветов повёз. Только на этот раз Мирали сделал вид, что не понимает, как в бычью шкуру заворачивался. А когда бай лёг показать, Мирали его самого завернул. Прилетели хищные птицы — и перенесли бая на гору самоцветов.
— Не теряй времени — бросай вниз драгоценные камни, как я тебе кидал! — крикнул ему снизу Мирали.
Только теперь узнал бай своего бывшего работника. Задрожал он от страха и злости и спрашивает:
— Как же ты смог спустился с горы?
— Кидай камешки, потом узнаешь!
Может быть, жадный бай до сих пор на горе самоцветов сидит. Или всё же сумел спуститься? А мы твёрдо одно знаем: коварный от наказания не уйдёт.
(по мотивам туркменской народной сказки)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица