Из воспоминаний врача Евгении Дороговой
Помню первый студенческий год в медицинском институте, просторный класс на кафедре биологии.
Изучали развитие зародыша из куриного яйца. В каждом микроскопе видно, как идёт процесс зарождения и формирования жизни. Если в этом процессе что-то нарушить, то сформируется урод. Значит, не хаос случайностей, а какая-то общая закономерность по определённой команде для всех властвует над этим процессом. Как же теория Дарвина, которую нам излагают? Непонятно! Я не могу с ней согласиться! Сомнения одолевают меня.
Снова к мыслям об этой теории я вернулась на четвертом курсе института, когда нас стали обучать определённым врачебным специальностям. Меня увлекла, целиком приковала к себе неврология.
Особый интерес вызывала тонкая картина строения мозга, изучаемая под микроскопом. И снова пришли антидарвиновские мысли. Потрясающая целесообразность во всём! Такая целесообразная слаженность не может по всему миру образоваться из непредсказуемого хаоса по одной и той же схеме строения. «Это „непознанная сила“, — догадалась я, — создала всё вокруг и внутри нас. Она — главное в мире!»
Ощущение моего открытия «непознанной силы» привело меня в состояние счастья, покоя и жизнерадостности. Вооруженная «этой силой», несмотря на серьёзные житейские трудности, я постоянно оставалась весёлой. В особенно трудные моменты я сознательно призывала на помощь «силу», например, в 1950 году в тяжёлых, осложнённых родах.
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема