Еще лет 20-30 назад, когда наш светский обыватель поднимал религиозные вопросы - это были вполне себе серьезные темы. Интересовались Евангелием, дискутировали о смыслах, спорили об истории, одним словом - разговаривали за жизнь. Складывалось даже впечатление, что человека действительно тревожит что такое Бог, что такое вечность, как понимать грех… А потом, вдруг, стали модны разговоры о «недостойных священниках». Что скрывать, недостойные люди попадаются. Причем в любом, даже самом уважаемом и почетном, обществе. Среди школьных учителей, детских хирургов, боевых офицеров, и даже среди нобелевских лауреатов может оказаться какое-то количество подлецов. Но почему мы по-прежнему продолжаем верить в необходимость школьного образования, медицины, армии, науки, а когда нам рассказывают о каком-нибудь недостойном пастыре - дело конечно печальное, никто не спорит, и церковь делает все возможное чтобы таких пастырей исправлять - но вот почему-то в этом случае как будто отключается разумная часть души, человек резко глупеет и его мозг перестает выполнять простейшие логические операции.
Вспомните, по какому сценарию сегодня проходят большинство разговоров со светской публикой на религиозные темы: «Что вы мне будете рассказывать про своего Бога, я видел пьяного священника». Ну, или что-то подобное…
Про интеллектуальный уровень тех, кто так размышляет, давно уже сказал великий Честертон: «не доверять Церкви, встретив недостойного священника столь же глупо, как не доверять Британскому банку, встретив фальшивые купюры». Но вот что-то мне подсказывает, что бросающие подобные обвинения - вполне себе разумные люди. А значит, так резко поглупеть и не отделять существенное от второстепенного — это часть плана: так легче, так комфортнее. Ведь вопросы о Боге, о бессмертии души, о нравственной жизни, о грехе, о покаянии — это все неприятные мысли. Без них куда проще. Но как задушить в себе то чувство, которое в русской литературе часто называется «тоской человека по раю»? Ведь эта «тоска по раю», - ощущение несовершенства мира и своего личного несовершенства, - очень мощное нравственное чувство. А все просто: надо регулярно внушать себе, что если есть плохие священники — значит Церковь всё врет, а значит нет никакого Бога, а значит жить можно, как хочешь. Ну или более тонкая глупость про Бога в душе и рай в сердце. Не умно, не логично, антинаучно, но почему-то многим нравится.
В связи с этим, сильнейшим уколом тем, кто любит зубоскалить в адрес Церкви, стал недавний фильм Джона Макдонаха «Голгофа», который предлагает обществу не пенять на зеркало, простите, при кривой роже.
Картина повествует об одной неделе из жизни отца Джеймса - католического священника из небольшого провинциального городка. Отец Джеймс пытается донести до жителей города обычные нравственные правила. Но, не скрывая своего бесстыдства, жители городка открыто потешаются над усилиями священника хоть как-то вернуть им человеческий образ. Он крайне не удобен им всем. Ведь они уже вроде как и привыкли жить в пьянстве, в блуде, депрессии, алчности. А отец Джеймс – вот просто одним своим видом, своим подрясником, своей бородой, да просто тем что он есть - словно колет им глаза. У них словно першит в горле от того, что он просто живет в их городе. Он им мешает, просто тем - что он есть. И они кричат ему в пьяном исступлении– «твое время прошло, время таких как ты, закончилось, уйди, надоел». И сжигают храм, и убивают его собаку, и доводят его до нервного срыва. Но отец Джеймс не злится. Он с сожалением видит, как каждый калечит себя, убивая в себе все самое человечное и доброе. И он продолжает верить, что каждого можно спасти. И в одном из разговоров бросает фразу:
- Бог милостив. И границы его милости пока не установлены.
А однажды на исповеди, священник слышит, что ровно через семь дней его собираются убить…
Макдонаху удалось провести в истории отца Джеймса тончайшие параллели с евангельскими событиями. В фильме «Голгофа» можно заметить намеки на жён-мироносиц, тайную вечерю, моление о чаше, и даже в образе мальчика-прислужника, ставшего свидетелем смерти отца Джеймса, виден образ Иоанн Богослова – любимого ученика Христова.
Фильм «Голгофа» – это попытка одного великого ирландского режиссера и одного великого ирландского актера рассказать зрителям простую правду – правду о нашем собственном зле и духовной слепоте. И пройдя вместе с отцом Джеймсом путь до его Голгофы – научиться прощать, видеть светлое в людях, в жизни, перестать заниматься пошлым критиканством и жить верой.
И каким пронзительным диагнозом нашему современному обществу звучат слова из последнего разговора отца Джеймса с дочерью.
«Мне кажется, - говорит отец Джеймс, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях».
«Может ты прав папа…, - отвечает дочь. А какая добродетель для тебя главная?»
«Умение прощать серьёзно недооценивают», - был ответ отца Джеймса.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.