Дети: «Егор! Александр! Степан! Пётр! Дмитрий! Георгий! Кирилл! Олег! Юля! Александра!».
Это голоса детей, которых воспитывает отец Борис Кицко. Священник руководит приютом при Свято-Лазаревском монастыре. Приют возник в 1995 году, ребят в него везли со всего Пермского края. За эти годы через заботливые руки отца Бориса, у которого шестеро своих детей, прошло 120 человек.
Сейчас не очень понятно, как священнику удалось поднять своё дело на такую высоту. Приют совсем не похож на место, где в ожидании счастья живут тоскливые дети. Грустить им просто некогда. Ведь у необычного приюта есть собственный зоопарк. За оградой приюта пасутся кони, разгуливают верблюды. В клетках сидят кролики, резвятся хорьки и песцы. В хозяйстве есть даже павлины. Вся эта живность находится на попечении ребят.
Отец Борис даже ферму завёл – здесь живут коровы и козы. Воспитанники сами их доят, сами делают сыр, сметану, творог. В приюте, а это бывшее здание школы, сделан хороший ремонт. Есть компьютеры и пианино. А когда приют только открывался, отец Борис, что называется, собирал с миру по нитке:
Отец Борис: «А когда мы начинали, когда у нас не было ни одной одинаковой ложки, вилки, когда все кровати были…Заходишь если вот в комнату, где спят дети, это совершенно разные кровати…кто что отдал».
Первым ребёнком, который появился в ещё недостроенном приюте была девочка 25-ти дней от роду. Потом привезли ещё двух младенцев. О приюте написали в газете. Отец Борис надеялся на материальную поддержку людей, а вместо этого ему стали привозить детей. Кого-то подбрасывали к крыльцу, кого-то отчаявшиеся матери приводили к отцу Борису на перевоспитание. Но, пожив немного в новой семье, дети сами отказывались отсюда уходить.
Никаких секретов по части воспитания ребят у священника нет. Он просто болеет за них душой, входит во все подробности их жизни, старается быть другом. Конечно, не всегда всё идёт гладко, но в трудные минуты на помощь отцу Борису приходит вера:
Отец Борис: «Бывает и такое, когда уже настолько устанешь, настолько устанешь, что говоришь: «Наверно бы отдать». А вы знаете, вот когда подумаешь, посидишь. Если я сейчас просто возьму и откажусь, и значит, если Господь послал, а я взял и отказался. Понимаете?».
Православный приют и живущих в нём детей отец Борис называет своей семьёй. И хоть воспитывает он ребят в строгости, они понимают: это от большой любви. Поэтому никто не удивляется, когда на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», мальчишки отвечают: «Батюшкой, как отец Борис».
В программе использованы материалы «Пятого канала»
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема