
Фото: Peter Law / Unsplash
Четой, одарённой красотою, увенчанной добродетелями и любовью, называл своих родителей Георгий Машурин — подвижник 19 века, известный как затворник Задонский. По одним сведениям, он не принимал монашеского пострига; по другим — получил его тайно, с именем Стратоник. Как бы то ни было, доподлинно известно, что почти всю свою жизнь Георгий Машурин провёл в стенах Задонского монастыря, и многие люди приезжали к нему за духовными советами и наставлениями.
Георгий говорил, что примером живой и глубочайшей любви к Богу для него всегда была мать. Отец подвижника, вологодский дворянин Алексей Машурин, скончался ещё до рождения сына. Неизвестные злодеи по ошибке, приняв супруга Анны за кого-то другого, до смерти избили его. Ребёнок появился на свет вскоре после трагического события. Ещё до его рождения, когда жив был супруг, Анне во сне явился священник. Он протянул женщине образ великомученика Георгия Победоносца и сказал: «Бог даст тебе сына». Проснувшись, Анна рассказала своё видение мужу. Вместе они радовались и благодарили Бога.
Когда мальчик родился, Анна назвала его в честь святого Георгия. Она продала имение и вместе с сыном переехала за город, в маленький домик рядом с храмом святителя Николая, на кладбище которого был похоронен её дорогой супруг. Анна была ещё молода, хороша собою, и родственники уговаривали её снова выйти замуж. Но женщина и слышать об этом не хотела. Всю себя она посвятила воспитанию сына.
Каждое воскресенье Анна брала мальчика с собою в храм. Сначала приносила на руках, а когда Георгий подрос и научился ходить, то сам с радостью бежал на Литургию, обгоняя мать. Анна разъясняла мальчику смысл церковной службы, учила внимательно слушать слово Божие. Когда они возвращались домой из церкви, устраивала что-то вроде игры: спрашивала Георгия, какое сегодня на Литургии было чтение из Евангелия, а потом отвечала на его вопросы, объясняя непонятное. Или давала мальчику денег и говорила: «Они твои собственные: что ты с ними сделаешь? Купишь конфеты? Или, может быть, отдашь нищим, которые просят ради имени Христова?» И радовалась, когда ребёнок выбирал милостыню. Чем старше становился Георгий, тем чаще Анна замечала, что весёлым посиделкам со сверстниками её сын предпочитает чтение Священного Писания или других назидательных книг. Не раз говорил Георгий и о том, что в будущем хотел бы стать монахом. Но, как представителю дворянского сословия, прежде ему предстояло исполнить свой долг перед Отечеством. В 1807 году, когда юноше исполнилось 18 лет, он был зачислен в Лубенский гусарский полк в звании юнкера. Мать со слезами на глазах благословила сына на военную службу, наказав ему всегда оставаться твердым в вере. Анна отпускала сына, и какое-то смутное предчувствие в душе говорило ей, что она видит его в последний раз.
Так и произошло. Вскоре молодой человек получил известие о кончине своей нежно любимой матери. Это событие укрепило его желание стать монахом. Окончив службу и отказавшись от дальнейшей карьеры военного, он отправился в Задонский монастырь. Там, в маленькой келье, в строгом посте и молитвах, пройдёт вся его жизнь. Георгий Машурин, затворник Задонский, будет часто вспоминать свою дорогую матушку и благодарить её за материнскую любовь и нежность, и за то, что собственным духовным примером и руководством она помогла сыну найти в жизни правильный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер