
Фото: PxHere
В периодической системе Менделеева есть химический элемент под номером 114 — флеровий. Он назван в честь выдающегося физика-ядерщика Георгия Николаевича Флёрова, учёного, стоявшего у истоков атомной эры и совершившего ряд важнейших для мировой науки открытий. Но не только физике нашлось место в жизни Георгия Флёрова. Была в ней и лирика — огромная любовь к жене, Анне Викторовне. Георгий Николаевич и его супруга прожили вместе 50 лет — до самой смерти учёного в 1990-м году.
Флёровы не афишировали свою личную жизнь, не делились её подробностями с прессой. Но каждый, кто знал эту семейную пару, чувствовал искреннюю любовь друг к другу и душевную близость этих двух людей. «Рядом с ними всегда было тепло», — говорили коллеги Георгия Николаевича.
Георгий и Анна познакомились летом 1939 года на Кавказе, куда оба приехали отдохнуть с туристическими группами. Георгий к тому времени уже был перспективным молодым учёным, работал с выдающимся физиком Курчатовым и сделал открытие мирового уровня — выявил спонтанное деление урана, найдя таким образом ключ к созданию атомной энергетики. Анна Подгурская недавно окончила физико-технический факультет Ленинградского университета и поступила в аспирантуру, где занималась изучением космических лучей. Воспоминания о встрече с будущей супругой Георгий Николаевич кратко записал в своём дневнике. «Я увидел сидящую на пне симпатичную, по-походному одетую девушку. Она молча созерцала панораму заснеженных гор, а на земле перед ней стояла открытая банка мясных консервов. Такое сочетание духовного и вполне земного произвело на меня сильное впечатление. Я подошел, представился. Долго говорили».
Во время отдыха на Кавказе Анна и Виктор часто общались. Им было интересно вместе. Когда пришло время расставаться, Анна и Виктор обменялись адресами. Она жила в Ленинграде, он в Москве. Оба были занятыми людьми. И встретиться им никак не удавалось. А потом началась Великая Отечественная война.
В 1943-м Анна из блокадного Ленинграда была эвакуирована в Москву. Виктор по-прежнему оставался в столице. И здесь они снова увиделись. Делились друг с другом болью — оба недавно потеряли своих матерей. Именно тогда Флёров понял, что любит Анну. Своей любовью и верой в лучшее он помог девушке оттаять, оправиться от тяжёлых блокадных воспоминаний. В 1944 году молодые люди поженились. Научно-исследовательский институт атомной энергии имени Курчатова, где в то время работал Георгий, выделил молодой семье квартиру в новом доме. Там, спустя год, у Флёровых родился сын Николай.
В это же время Георгия утвердили к участию в атомном проекте. Это было испытание — в прямом и переносном смысле. Учёным предстояло провести на полигоне экспериментальный взрыв атомной бомбы. Всё было строго засекречено. Анна Викторовна не знала, чем именно занимается муж. Он всё время куда-то уезжал и ничего толком не мог рассказать. Она бесконечно его ждала и не знала, что будет дальше.
Эксперимент прошёл успешно. Георгий Николаевич получил Сталинскую премию и звание Героя Социалистического труда. Его премировали дачей и пожизненным правом бесплатного проезда по просторам Советского Союза для всей семьи. Путешествовать Флёровы любили! Им не нужны были ни санатории, ни отели с номерами люкс. Палатка, рюкзаки, горы или тайга — главное, чтобы подальше от цивилизации, чтобы были только они и природа.
В остальное время супругам нечасто удавалось побыть вместе. С 1957 года Флёров жил в подмосковной Дубне, где возглавлял Объединённый институт ядерных исследований. В виду особого режима объекта, Анна Викторовна с 12-летним сыном оставались в Москве. Перед началом рабочего дня и после работы Флёров всегда звонил жене. По субботам с утра Георгий Николаевич приезжал из Дубны в Москву. Дома учёного ждали приготовленные женой вафельные трубочки с мармеладом — его любимое лакомство. После обеда они с Анной Викторовной шли на прогулку или принимали гостей — дом Флёровых всегда был открыт для близких и друзей.
По словам коллеги и друга семьи, директора лаборатории ядерных реакций Сергея Дмитриева, Георгий Николаевич и Анна Викторовна относились друг к другу с уважением и теплом. «Моя постоянная величина» — в шутку и с любовью называли они друг друга.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.