
Фото: Julia Kadel/Unsplash
В приёмной трофейной комиссии Императорской военно-походной канцелярии было пусто. Только в самом углу, на маленьком деревянном табурете, сидела миловидная белокурая молодая женщина в военной шинели и форме сестры милосердия. Рядом с ней стоял деревянный костыль. Спокойное лицо женщины светилось какой-то удивительной радостью, как будто всего за несколько вёрст отсюда не разрывались снаряды и не грохотал фронт Первой мировой.
Дверь кабинета начальника канцелярии приоткрылась.
— Сестра, можете войти! — позвал женщину вахмистр, и она поднялась, опираясь на костыль, и слегка прихрамывая.
— Мне вкратце доложили Вашу историю, — сказал женщине начальник канцелярии. — Ранение, плен, возвращение на родину. Что ж, всё это достойно восхищения, но, простите, мы — трофейная комиссия. Чего Вы хотите от нас?
Сестра милосердия едва заметно улыбнулась.
— Прошу вас, отвернитесь на минуту, — попросила она.
Начальник и вахмистр повернули головы, а сестра, расстегнув рубашку, вытащила из-за пазухи какое-то большое полотно. Когда военные на голос женщины снова повернулись, от изумления они буквально застыли: на столе перед ними лежало развёрнутое знамя Шестого ЛибАвского пехотного полка!
— Откуда... это у Вас? — с трудом оправившись от потрясения проговорил начальник канцелярии. — Неужели полк потерял своё знамя? Ведь это же позор для него!
— Нет-нет! — воскликнула сестра милосердия. — Знамя мне передал знаменосец! Вот как было дело...
...Генриетта Викторовна Сорокина — так звали сестру милосердия — была натурой совсем не воинственной. Жизнь её текла обычным руслом: супруг работал управляющим на конезаводе в Тульской губернии, она вела домашнее хозяйство. Но в тысяча девятьсот четырнадцатом, когда Россия вступила в Первую мировую войну, Генриетта и её супруг не раздумывая пошли на фронт. Он надел форму уланского офицера, она — фартук сестры милосердия.
Сорокина самоотверженно трудилась на перевязочных пунктах во время боёв. Снаряды рвались в нескольких метрах от неё, но Генриетта, положившись на Божью волю, спокойно исполняла свой долг.
Так было и во время кровопролитного боя под местечком Сольдау в Восточной Пруссии. Шестой Либавский пехотный полк Российской императорской армии сражался мужественно, но силы противника превосходили. Вдруг Генриетта увидела, как падает, скошенный неприятельским выстрелом, полковой знаменосец. Сестра милосердия бросилась к раненному и вынесла его из-под пуль. Рана оказалась смертельной. Знаменосец умирал на руках у Генриетты. Вдруг его затуманенный взгляд прояснился. Собрав последние силы, знаменосец сдёрнул с прижатого к сердцу древка знамя полка и протянул его Сорокиной.
— Сестра... сохрани... — прошептал он и навсегда закрыл глаза.
Генриетта быстро, чтобы никто не заметил, обернула знамя вокруг груди под рубахой. И в этот самый момент осколок вонзился ей в ногу. Женщина упала и потеряла сознание.
Очнулась Генриетта в немецком госпитале. Она была взята в плен. Женщина в волнении нащупала под рубашкой плотную ткань знамени: «Слава Богу, на месте!». Посмотрела на ногу — она была забинтована. Хотела встать, и в этот самый момент в дверь палаты вошёл немецкий офицер.
— Госпожа, если может ходить, прошу на пункт обмена пленными! — с акцентом проговорил он по-русски, протягивая Генриетте костыль. Сестра милосердия не представляла для противника интереса, и её хотели как можно быстрее вернуть в Россию, обменяв по заключенному договору на своего солдата. Они не могли даже представить, какой важный трофей возвращается вместе с ней на родину!
Так, руками хрупкой женщины, была спасена честь знамени Шестого Либавского пехотного полка. За проявленное мужество высочайшим повелением Императора Николая Второго сестра милосердия Генриетта Викторовна Сорокина была награждена сразу двумя Георгиевскими крестами.
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. Об обличениях

В 15-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Ненавидящий обличение погибнет».
Об обличениях — священник Родион Петриков.
Эти слова звучат как предупреждения из древнего мира, который, однако, идеально вписывается в наш век бесконечных советов, критики и так называемых экспертных мнений. Однако, давайте честно: не всякое обличение полезно. Одни слова могут стать толчком к росту, а другие только ранить и унизить. Сегодня, когда каждый может высказать свое мнение в комментариях, в социальных сетях или личных сообщениях, очень важно научиться фильтровать. Конструктивное обличение — это как зеркало, которое показывает где ты споткнулся и при этом дает понять, что ты можешь стать лучше. Оно мотивирует, даже если сначала больно. А вот деструктивное обличение — это зеркало, которое бьет тебя осколками в лицо. Оно не помогает, а только разрушает. Так как же относиться к обличениям? Во-первых, не бояться их. Во-вторых, задавать себе вопрос: кто говорит это и зачем? И если человек искренне хочет вам помочь, его слова, да пусть даже резкие, стоит принять к сведению. Если же это просто попытка самоутвердиться за ваш счет, можно это смело пропускать мимо. И нужно помнить, что мудрость не в том, чтобы избегать критики обличений, а в том, чтобы научиться извлекать из них пользу. Правда, сказанная с любовью — это лекарство, а правда, сказанная со злостью — это яд. Будем мудры в выборе, что принимать, а что оставлять за дверью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О личности и творчестве Иллариона Прянишникова

Сегодня 1 апреля. В этот день в 1840 году родился русский художник-жанрист, автор масштабного полотна «Спасов день на Севере» Илларион Прянишников.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Илларион Михайлович более 20 лет преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Был учредителем товарищества передвижных знаменитых художественных выставок, оставаясь бессменным членом его правления. Русский север стал его вечной любовью. Действительно, многие передвижники путешествовали в северные губернии, где и находили обильный материал для своих жанровых картин. Константин Коровин, знаменитый наш импрессионист, вспоминал Прянишникова. Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, сладкое было ему просто противно невмоготу. Он не любил уменьшительных суффиксов: красочки, этюдики, уголек. Тотчас поправлял. Его эстетики, говорил Коровин, мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Замечательная характеристика, которая свидетельствует о том, что всякий творческой человек, особенно художник, должен найти самого себя в творчестве, обрести свой собственный стиль, далекий от подражания, приспособленчества, копирования, хотя начинается труд художника всегда с подражания. Но обрести себя — значит оставить свое слово в живописи. Именно это свойство мы обретаем в картинах Иллариона Прянишникова. От его картин веет удивительным теплом, любовью к Отечеству, к русскому народу. Многоцветная палитра и тщательно выписанные персонажи.
Все выпуски программы Актуальная тема