
Фото: Julia Kadel/Unsplash
В приёмной трофейной комиссии Императорской военно-походной канцелярии было пусто. Только в самом углу, на маленьком деревянном табурете, сидела миловидная белокурая молодая женщина в военной шинели и форме сестры милосердия. Рядом с ней стоял деревянный костыль. Спокойное лицо женщины светилось какой-то удивительной радостью, как будто всего за несколько вёрст отсюда не разрывались снаряды и не грохотал фронт Первой мировой.
Дверь кабинета начальника канцелярии приоткрылась.
— Сестра, можете войти! — позвал женщину вахмистр, и она поднялась, опираясь на костыль, и слегка прихрамывая.
— Мне вкратце доложили Вашу историю, — сказал женщине начальник канцелярии. — Ранение, плен, возвращение на родину. Что ж, всё это достойно восхищения, но, простите, мы — трофейная комиссия. Чего Вы хотите от нас?
Сестра милосердия едва заметно улыбнулась.
— Прошу вас, отвернитесь на минуту, — попросила она.
Начальник и вахмистр повернули головы, а сестра, расстегнув рубашку, вытащила из-за пазухи какое-то большое полотно. Когда военные на голос женщины снова повернулись, от изумления они буквально застыли: на столе перед ними лежало развёрнутое знамя Шестого ЛибАвского пехотного полка!
— Откуда... это у Вас? — с трудом оправившись от потрясения проговорил начальник канцелярии. — Неужели полк потерял своё знамя? Ведь это же позор для него!
— Нет-нет! — воскликнула сестра милосердия. — Знамя мне передал знаменосец! Вот как было дело...
...Генриетта Викторовна Сорокина — так звали сестру милосердия — была натурой совсем не воинственной. Жизнь её текла обычным руслом: супруг работал управляющим на конезаводе в Тульской губернии, она вела домашнее хозяйство. Но в тысяча девятьсот четырнадцатом, когда Россия вступила в Первую мировую войну, Генриетта и её супруг не раздумывая пошли на фронт. Он надел форму уланского офицера, она — фартук сестры милосердия.
Сорокина самоотверженно трудилась на перевязочных пунктах во время боёв. Снаряды рвались в нескольких метрах от неё, но Генриетта, положившись на Божью волю, спокойно исполняла свой долг.
Так было и во время кровопролитного боя под местечком Сольдау в Восточной Пруссии. Шестой Либавский пехотный полк Российской императорской армии сражался мужественно, но силы противника превосходили. Вдруг Генриетта увидела, как падает, скошенный неприятельским выстрелом, полковой знаменосец. Сестра милосердия бросилась к раненному и вынесла его из-под пуль. Рана оказалась смертельной. Знаменосец умирал на руках у Генриетты. Вдруг его затуманенный взгляд прояснился. Собрав последние силы, знаменосец сдёрнул с прижатого к сердцу древка знамя полка и протянул его Сорокиной.
— Сестра... сохрани... — прошептал он и навсегда закрыл глаза.
Генриетта быстро, чтобы никто не заметил, обернула знамя вокруг груди под рубахой. И в этот самый момент осколок вонзился ей в ногу. Женщина упала и потеряла сознание.
Очнулась Генриетта в немецком госпитале. Она была взята в плен. Женщина в волнении нащупала под рубашкой плотную ткань знамени: «Слава Богу, на месте!». Посмотрела на ногу — она была забинтована. Хотела встать, и в этот самый момент в дверь палаты вошёл немецкий офицер.
— Госпожа, если может ходить, прошу на пункт обмена пленными! — с акцентом проговорил он по-русски, протягивая Генриетте костыль. Сестра милосердия не представляла для противника интереса, и её хотели как можно быстрее вернуть в Россию, обменяв по заключенному договору на своего солдата. Они не могли даже представить, какой важный трофей возвращается вместе с ней на родину!
Так, руками хрупкой женщины, была спасена честь знамени Шестого Либавского пехотного полка. За проявленное мужество высочайшим повелением Императора Николая Второго сестра милосердия Генриетта Викторовна Сорокина была награждена сразу двумя Георгиевскими крестами.
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема