
Когда мне было 18 лет, мне посчастливилось какое-то время трудиться сиделкой у пожилой схимонахини. Она была лежачая. Мы за ней ухаживали, читали Евангелие. На дом приходил священник ее причащать. Я тогда только начинала воцерковляться, и для меня этот опыт был действительно подарком.
Удивительным образом дом, где она жила находился недалеко от моей работы. Меня иногда просили оставаться с ней на ночь. Матушка плохо спала. И часто ночи получались беспокойными. А с утра мне уже идти на работу.
Однажды я очень устала за день, сильно хотела спать. И вот, вечером, часов в 11 меня позвала матушка. Я села рядом с ней. И вдруг она меня спросила:
— Зачем ты носишь камни в себе?
— Какие камни? — я даже сразу не поняла. .
— Камни, которые разрушают твое здоровье. Камни, которые не дают тебе взлететь и радоваться по-настоящему. Так действует в нас нераскаянный грех. Мы все грешим, не это страшно, страшно, когда мы не приносим покаяние.
В ту ночь я много плакала, а с утра не смогла пойти на работу. Вместо этого я пошла в Александро-Невскую лавру на генеральную исповедь.
Генеральная — это долгая и глубокая исповедь во всех грехах, совершенных человеком с самого детства и до настоящего дня. За ночь я исписала целую тетрадь, вспоминая все грехи. С этой тетрадкой подошла к пожилому человеку с длинной седой бородой — это был игумен монастыря. Выслушав меня, он сказал очень важные слова, которые я ношу с собой всю жизнь.
Тогда я буквально вылетела из лавры, почувствовав на душе невероятную лёгкость и радость. Это был момент, разделивший жизнь на «ДО» и «ПОСЛЕ».
Я вышла обновленная, освобожденная от тяжелого груза прошлого. Душа избавилась от того, что ее сдавило. Хорошо сказал о пользе данного таинства Паисий Святогорец — «Покаянием человек может изменить решение Бога».
И важно, покаявшись, не просто избегать впредь исповеданного греха, но совершать действия, противоположное ему. Например, если обидел кого-то, то нужно не только попросить прощения, но и подарить человеку эмоции радости и тепла. Если склонен объедаться, поделись пищей с бездомным и применяй практику воздержания, соблюдай посты. Так просто и так важно. Побеждать зло добром! И тогда меньше камней будет наваливаться на душу!
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема