
Давным-давно это было. Однажды пробрался в горное селение огнедышащий Змей и украл самую красивую девушку по имени Динара, чтобы взять её себе в жёны.
А у девушки уже и жених был — славный богатырь Айбек. Оседлал он немедля коня и отправился спасать Динару. По дороге ему нищий старичок встретился. С почтением отнёсся к старику Айбек: поделился лепёшкой из родительского дома, рассказал, куда путь держит.
— Я помогу тебе за твою доброту, — сказал старик на прощание. — Змея, которого ты ищешь, оружием победить невозможно. Но ты должен узнать, где он хранит свою душу. Тогда его жизнь у тебя в руках.
Поблагодарил Айбек старика и в путь отправился. Долго ли, коротко, добрался юноша до пещеры, где злой Змей Динару прятал.
Сидит, бедняжка, за решёткой возле груды драгоценных камней, слёзы льёт, свадебное платье вышивает.
Увидела девушка Айбека — сначала обрадовалась, а потом испугалась.
— Лучше уходи, не одолеть тебе Змея, — говорит она юноше.
— Я освобожу тебя, — сказал Айбек девушке. — Только ты должна узнать, где Змей свою душу прячет?
Вечером Змей прилетел в пещеру, а Динара к ужину стол накрыла. Спокойная сидит — не причитает, не просит, чтобы её отпустили к матушке и батюшке. И спрашивает как бы между прочим:
— Хотела бы я знать: где ты свою душу прячешь?
— Да вот, в той метле, — показал Змей на угол в пещере. — Да пошутил я, пошутил! Кто же будет свою душу в метле хранить?
Девушка губы надула — и давай в слёзы.
— Ладно, скажу: в кочерге я свою душу прячу, — говорит тогда Змей. — Только это опять шутка. Кто же будет свою душу в кочерге прятать?
Стала Динара пуще прежнего рыдать — ничем не успокоить.
— Так и быть, слушай, — сказал Змей — Свою душу я в яйце прячу, а яйцо — в шкатулке, которую на вершине трёхсотлетнего дуба храню.
А богатырь Айбек в это время стоял возле окна и всё слышал. Отыскал он в лесу трёхсотлетний дуб, залез на вершину и нашёл там шкатулку.
Утром вылетел Змей из пещеры, а навстречу ему — Айбек с заветным яйцом в руке.
Затрепетал от страха Змей, стал умолять:
— Не разбивай яйцо, верни его мне, лучше я его выпью. Может, я от того такой бездушный и бесчувственный, что внутри у меня души нет? А так я добрым стану...
Сжалился Айбек над Змеем. И что вы думаете? Змей и впрямь сразу переменился: отпустил из заточения Динару, да ещё свадебных подарков молодым дал. Вот когда пригодилась Айбеку богатырская сила — мешок с драгоценными камнями на плече через горы нести.
Правду говорят: нельзя душу далеко от сердца держать, а то беды не оберёшься.
(по мотивам татарской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема