
Давным-давно это было. Однажды пробрался в горное селение огнедышащий Змей и украл самую красивую девушку по имени Динара, чтобы взять её себе в жёны.
А у девушки уже и жених был — славный богатырь Айбек. Оседлал он немедля коня и отправился спасать Динару. По дороге ему нищий старичок встретился. С почтением отнёсся к старику Айбек: поделился лепёшкой из родительского дома, рассказал, куда путь держит.
— Я помогу тебе за твою доброту, — сказал старик на прощание. — Змея, которого ты ищешь, оружием победить невозможно. Но ты должен узнать, где он хранит свою душу. Тогда его жизнь у тебя в руках.
Поблагодарил Айбек старика и в путь отправился. Долго ли, коротко, добрался юноша до пещеры, где злой Змей Динару прятал.
Сидит, бедняжка, за решёткой возле груды драгоценных камней, слёзы льёт, свадебное платье вышивает.
Увидела девушка Айбека — сначала обрадовалась, а потом испугалась.
— Лучше уходи, не одолеть тебе Змея, — говорит она юноше.
— Я освобожу тебя, — сказал Айбек девушке. — Только ты должна узнать, где Змей свою душу прячет?
Вечером Змей прилетел в пещеру, а Динара к ужину стол накрыла. Спокойная сидит — не причитает, не просит, чтобы её отпустили к матушке и батюшке. И спрашивает как бы между прочим:
— Хотела бы я знать: где ты свою душу прячешь?
— Да вот, в той метле, — показал Змей на угол в пещере. — Да пошутил я, пошутил! Кто же будет свою душу в метле хранить?
Девушка губы надула — и давай в слёзы.
— Ладно, скажу: в кочерге я свою душу прячу, — говорит тогда Змей. — Только это опять шутка. Кто же будет свою душу в кочерге прятать?
Стала Динара пуще прежнего рыдать — ничем не успокоить.
— Так и быть, слушай, — сказал Змей — Свою душу я в яйце прячу, а яйцо — в шкатулке, которую на вершине трёхсотлетнего дуба храню.
А богатырь Айбек в это время стоял возле окна и всё слышал. Отыскал он в лесу трёхсотлетний дуб, залез на вершину и нашёл там шкатулку.
Утром вылетел Змей из пещеры, а навстречу ему — Айбек с заветным яйцом в руке.
Затрепетал от страха Змей, стал умолять:
— Не разбивай яйцо, верни его мне, лучше я его выпью. Может, я от того такой бездушный и бесчувственный, что внутри у меня души нет? А так я добрым стану...
Сжалился Айбек над Змеем. И что вы думаете? Змей и впрямь сразу переменился: отпустил из заточения Динару, да ещё свадебных подарков молодым дал. Вот когда пригодилась Айбеку богатырская сила — мешок с драгоценными камнями на плече через горы нести.
Правду говорят: нельзя душу далеко от сердца держать, а то беды не оберёшься.
(по мотивам татарской народной сказки)
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема