Галине Ляшок уже за семьдесят, но энергии и оптимизма ей не занимать. Секрета своей молодости женщина не скрывает: ей некогда стареть, она всегда спешит на помощь.
Спешит Галина Ляшок в буквальном смысле слова. Она - фельдшер одного из районов Одесской области. Эту неспокойную должность Галина Евгеньевна занимает 50 лет. Машины «скорой помощи» ей не полагается и разъезжает фельдшер по окрестностям на мотоцикле. Железный конь – это железная гарантия того, что Галина Ляшок всегда успеет помочь пациенту:
«Надо ездить, не пешком. И быстрее, и людям выгодно, и мне хорошо. Что значит прийти через полчаса к больному и через пять минут. Разница есть?»
Разница особенно ощутима, если учесть, что Галина Евгеньевна – единственный фельдшер на несколько деревень. На её попечении почти шестьсот человек. Принимает она прямо у себя дома, у которого тоже необычная судьба. Галина Ляшок выкупила бывшее здание медицинского пункта, когда в 90-ые годы стали разваливаться колхозы. Выкупила и сама сюда перебралась. Так намного удобней: не нужно тратить время на дорогу до работы. Теперь здесь и приёмный покой, и квартира. Дверь в рабочий кабинет не закрывается ни днём, ни ночью. О том, сколько жизней она спасла, знают, наверное, только врачи районной больницы. Здесь к деятельности Галины Ляшок относятся с огромным уважением. Главврач Григорий Бурлака считает работу женщины гражданским подвигом:
«В лютые морозы, в лютые зимы она доставляла на руках рожениц, больных. Это 12 километров от её села. Почему на руках? Потому что непроходимые были морозы, снега, поэтому нельзя было никаким транспортом».
Местные жители говорят, что им остаётся только просить Бога, чтобы берёг их Галину. Кроме неё в деревнях спасать людей некому. Рассказывает Виктория Коваль, которой Галина Евгеньевна когда-то помогла появиться на свет:
"Помогает постоянно. Очень хороший доктор у нас. Всем помогает, не успевает даже дома справляться".
Лечит Галина Евгеньевна бесплатно. Лекарства покупает на свою крошечную пенсию. Брать деньги с пациентов фельдшеру не позволяет совесть:
«Понимаете, деньги — это не главное, наверное, в жизни, хоть немного и главное. Как же можно так всё перевести в деньги? Я не понимаю! Я не знаю, наверное, цены деньгам!»
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема