
История обретения Галичской иконы Божией Матери связана с именем русского святого, преподобного Авраамия. Праведник жил в четырнадцатом веке, подвизался под началом Сергия Радонежского в Троицком монастыре, который позднее стал называться Троице-Сергиевой лаврой. Достигнув определённой зрелости, Авраамий отправился по благословению учителя на север, чтобы поселиться там отшельником. Он срубил уединённую келью на берегу лесного озера в окрестностях города Галич — сейчас это Костромская область.
Однажды во время молитвы преподобный увидел на высоком холме сияние и услышал голос: «Авраамий, поднимись на гору, где стоит икона Матери Моей». В священном трепете подвижник исполнил повеление Божие и обнаружил на дереве источник света — образ Царицы Небесной.
Это была икона, написанная по типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Такое название образу дала безграничная любовь, с которой на изображении Пречистая Дева общается со Своим Божественным Сыном. Младенец Христос прильнул щекой к лику Матери и нежно обнимает Её. С умилённым сердцем преподобный принял явившуюся ему святыню. Он построил часовню для хранения иконы и проводил там многие часы в коленопреклонённой молитве.
О чудесном происшествии вскоре стало известно жителям окрестных деревень. Дошли слухи о нём и до Галичского князя Димитрия. Он отправил к отшельнику гонцов с просьбой принести явленную икону в город. Авраамий исполнил пожелание правителя и доставил чудотворный образ в Галич. Поклониться святыне пришли сотни людей. Многие паломники получили исцеления по молитвам Богородице.
Князь Димитрий выделил средства для строительства церкви на месте обретения Галичской иконы. Преподобный Авраамий учредил при храме монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг обители образовалось селение, названное в честь образа Царицы Небесной — Умиленье.
В восемнадцатом веке монастырь упразднили, Успенский храм стал приходским. Галичская икона Пресвятой Богородицы оставалась его главной святыней. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы. Эта традиция сохранялась даже в двадцатые годы двадцатого столетия, когда начались гонения на православную веру. Однако в 1932-м году церковь в селе Умиленье закрыли, и чтимая святыня бесследно исчезла.
В утешение верующим сохранился список Галичской иконы, выполненный в девятнадцатом столетии. Он также прославлен чудесами, которые совершаются по молитвам Богородице. Реликвия находится во Введенском кафедральном соборе города Галича.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема