История обретения Галичской иконы Божией Матери связана с именем русского святого, преподобного Авраамия. Праведник жил в четырнадцатом веке, подвизался под началом Сергия Радонежского в Троицком монастыре, который позднее стал называться Троице-Сергиевой лаврой. Достигнув определённой зрелости, Авраамий отправился по благословению учителя на север, чтобы поселиться там отшельником. Он срубил уединённую келью на берегу лесного озера в окрестностях города Галич — сейчас это Костромская область.
Однажды во время молитвы преподобный увидел на высоком холме сияние и услышал голос: «Авраамий, поднимись на гору, где стоит икона Матери Моей». В священном трепете подвижник исполнил повеление Божие и обнаружил на дереве источник света — образ Царицы Небесной.
Это была икона, написанная по типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Такое название образу дала безграничная любовь, с которой на изображении Пречистая Дева общается со Своим Божественным Сыном. Младенец Христос прильнул щекой к лику Матери и нежно обнимает Её. С умилённым сердцем преподобный принял явившуюся ему святыню. Он построил часовню для хранения иконы и проводил там многие часы в коленопреклонённой молитве.
О чудесном происшествии вскоре стало известно жителям окрестных деревень. Дошли слухи о нём и до Галичского князя Димитрия. Он отправил к отшельнику гонцов с просьбой принести явленную икону в город. Авраамий исполнил пожелание правителя и доставил чудотворный образ в Галич. Поклониться святыне пришли сотни людей. Многие паломники получили исцеления по молитвам Богородице.
Князь Димитрий выделил средства для строительства церкви на месте обретения Галичской иконы. Преподобный Авраамий учредил при храме монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг обители образовалось селение, названное в честь образа Царицы Небесной — Умиленье.
В восемнадцатом веке монастырь упразднили, Успенский храм стал приходским. Галичская икона Пресвятой Богородицы оставалась его главной святыней. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы. Эта традиция сохранялась даже в двадцатые годы двадцатого столетия, когда начались гонения на православную веру. Однако в 1932-м году церковь в селе Умиленье закрыли, и чтимая святыня бесследно исчезла.
В утешение верующим сохранился список Галичской иконы, выполненный в девятнадцатом столетии. Он также прославлен чудесами, которые совершаются по молитвам Богородице. Реликвия находится во Введенском кафедральном соборе города Галича.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Ночное благодарение. Виталий Заболотный
Встреча завершилась, зал потихоньку пустеет. Вот, уходит последний гость и время, словно, замирает. Только что здесь было многолюдно, проходила одна из встреч молодежи со священниками, которые я организовываю уже много лет.
И сегодня батюшка рассуждал о важных вещах, отвечал на вопросы. Казалось бы, только миг назад, все общались, пили кофе, рассматривали книги, думали как успеть получить автограф и не опоздать на последний автобус. Но уходить совершенно не хотелось, когда батюшка еще был тут и продолжал беседу...
И вот тишина. Кафе засыпает в полумраке. На стенах замирают фигуры, свет от ламп придает им загадочности. Они, словно, ждут от тебя итога: «Ну как? Как все прошло?»
Я наслаждаюсь этим моментом. Сил нет. Сажусь на стул, восполнить силы и слушаю тишину. Телефон хочет что-то сообщить, вибрирует, пришло сообщение. Но в этот момент не хочется его доставать. Тишина — мой друг.
Надо убраться, все проверить и двигаться домой, время то уже позднее. Но ведь никто не выгоняет. За окном ночная Москва. Огни города и мимо проносящиеся машины, Москва никогда не спит.
Вот, я в машине, горит подсветка приборной доски, тихо играет музыка, двигатель прогревается, стуча клапанами, а мне лишь в удовольствие этот звук. Слышен небольшой шум воздуха, который стремительно пробирается в салон. Становится теплее, двигатель прогрет, а значит можно двигаться домой.
Еду домой не по центральным улицам. Но и переулки все в огнях. У кафе стоят пары. Улыбаются. От остановки транспорта люди спешат домой. Их там ждут. Человек ест шаурму в 3 часа ночи! Удивляюсь и радуюсь. Жизнь не затихает ни на минуту.
Мне нравится такая картина, знаете, чем? Нет суеты, все размеренно, какая-то тайна в ночной атмосфере, даже загадка.
Вот, я уже возле дома. Все машины припаркованы, хозяева этих машин наверняка уже крепко спят. Деревья тихонько шелестя листвой стоят в полумраке, только блики света от фонарей. Не хочется идти домой. Немого насладиться этим моментом.
Мне хорошо. И знаете, почему? Все это — в Боге. На сегодняшней встрече мы собрались не просто так. Собрались вокруг Бога. Говорили о Боге. Искали Бога в вопросах гостей, в ответах священника. А где двое или трое собраны во имя Христа, там и Он посреди них. Так ведь!
Это благодать! Она дает ощущение мира и радости душе! Она делает все вокруг приятным, красивым!
Но пора идти спать. Завтра снова нужно планировать, организовывать, улучшать, делать новые дела во славу Божью! Господи, благодарю, что ты все это даешь мне. Благослови!
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем сохранить зрение детям вместе с фондом «Провидение»
Сегодня 8-летний Андрей Михалкин из Пермского края может весело промчаться на велосипеде по просёлочной дороге вместе с братом. Как же давно он об этом мечтал! С рождения Андрей очень плохо видел. Поэтому раньше научиться кататься на велосипеде мальчик просто не мог. Но недавно такая возможность ему представилась. В прошлом году Андрею сделали операцию и после неё он стал видеть гораздо лучше. Школьник с радостью гуляет, гоняет на велосипеде, учится и помогает маме по дому. Три года назад не стало папы, поэтому теперь Андрей и его младший брат, стараются быть для мамы опорой.
Оплатить операцию для мальчика семье Михалкиных помог благотворительный фонд «Провидение». Больше 5 лет он работает над тем, чтобы сохранять зрение детям. Десятки счастливых историй, которые произошли за это время, стали возможны только благодаря участию отзывчивых людей из самых разных уголков России, в том числе слушателей Радио ВЕРА. Ваша помощь — бесценна, она дарит людям надежду!
Сегодня в поддержке нуждается новая подопечная фонда — годовалая Вероника Флоря из Пензы. Девочка родилась с такой же проблемой, как и Андрей. Сохранить и улучшить зрение ей поможет операция. Если вы хотите сделать доброе дело для Вероники, переходите на сайт фонда «Провидение», в раздел «Дети» и нажмите кнопку «Поддержать»: https://fond-providenie.ru/campaign/florya-veronika/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни