Жена-подвижница, жена-исповедница, жена-мученица. После революции 1917 года, гонимые новой властью священнослужители могли убедиться, какое сокровище – их жёны. Они совершали настоящий подвиг - не отрекались от мужей, следовали за ними в ссылки, сидели в тюрьмах.
В семье протоиерея Фёдора Андреева и Натальи Фроловской было именно так: супруга разделила судьбу мужа. Они были счастливы вместе и вместе принимали страдания. Наталья родилась в известной петербургской семье. Её отец был воспитателем великого князя Михаила Александровича. А прадед – знаменитый архитектор Тон – строил храм Христа Спасителя в Москве. Наташа окончила гимназию с дипломом учительницы. Уже после революции стала посещать Богословский институт. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем – Фёдором Андреевым.
Он тоже был петербуржцем, вырос в купеческой среде. Готовился стать инженером, но круто изменил свои планы, поступив в Московскую Духовную семинарию, а потом в Академию. После революции вернулся в Петроград, стал преподавать в Богословском институте, где и встретил Наташу Фроловскую. Летом 1922 года преподаватель и студентка обвенчались. Решив целиком посвятить себя Церкви, Фёдор Константинович ещё до свадьбы предупредил невесту о том, что намерен стать священником. Глубоко верующая Наташа только обрадовалось этому. Вскоре после свадьбы Фёдор Андреев принял сан и начал служить в Казанском соборе.
Счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Через год отца Фёдора уволили из собора. У Андреевых к этому времени уже родились дочери-близнецы. Для семьи настало время испытаний. Фёдор Константинович сидел дома и нянчил дочек. Наталья Николаевна работала реставратором в Русском музее. Мучаясь вынужденным ничегонеделаньем, отец Фёдор писал другу: «Провожу дни в томительном безделии, заполненном лишь заботами о дочках и самообразованием. Трудно сладить с тоской по настоящей церковной работе. В жене, по милости Божией, нашёл совершенного друга. Много я с ней видел радости и утешения, и благодарю Бога за чудесный Его выбор».
Наконец отцу Фёдору удалось устроиться в Сергиевский собор. На проповеди священника стекалась вся интеллигенция города. Андреев записывал: «Никогда не ощущал так близко Бога, как в это скорбное время». Жить становилось всё труднее, но супруги поддерживали друг друга и создавали в своей квартире пространство, в котором ещё можно было свободно дышать. Их дом на несколько лет стал одним из духовных центров Ленинграда. У Андреевых постоянно кто-то гостил, кто-то скрывался от властей. Часто собирались друзья: известные артисты, священнослужители, философы. Неудивительно, что власти взяли квартиру отца Фёдора на особый контроль. А узнав, что он проводит дома занятия по изучению Библии, его тут же арестовали. В первый раз это случилось на десятом году революции. Спустя год за Андреевым пришли во второй раз. В тюрьме священник тяжело заболел. Врач поставил диагноз – туберкулёз и заявил, что больному осталось жить месяц. Умирать отца Фёдора отпустили домой. Его лечили известные врачи, жена просиживала у постели супруга дни и ночи, и он прожил ещё шесть месяцев. Умер отец Фёдор в мае 1929 года. Наталья Николаевна с трудом пережила уход мужа и о своей с ним жизни воспоминала как о самом счастливом времени.
Через год арестовали и матушку Наталью. Ей повезло: первоначальный приговор – пять лет концлагеря заменили на три года ссылки в Алма-Ату. Так Наталья Андреева вместе с маленькими дочерями ступила на дорогу скитаний. В родной город Наталья Николаевна смогла вернуться только в пятьдесят пятом году. Она красиво и спокойно прожила свою жизнь, никого и ничего не предав. А отец Феодор канонизирован Русской Зарубежной православной церковью как святой праведный Феодор Петроградский.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов