
Фонд «Белый ирис» занимается сохранением объектов культурного наследия в Российской глубинке. Все они уникальны. В настоящий момент фонд пытается спасти от разрушения храм Корсунской иконы Божией Матери в селе Дёгтево Ярославной области.
Корсунский храм был возведён в 1819 году. Это часть старинной усадьбы. Сооружение построено из камня в стиле ампир, внутри круглого храма частично сохранились росписи. В советское время святыню использовали как склад. Ни икон, ни свечей, ни заботы — суетное вместо вечного. Полвека назад храм всё же обследовали, составили паспорт, но здание продолжило разрушаться. В 2018 году фонд «Белый ирис» взял храм под своё крыло. И сейчас занимается созданием проекта противоаварийных и консервационных работ. Эти работы важно провести как можно скорее, пока уникальная Корсунская церковь не превратилась в руины.
Помочь в восстановлении храма можно на сайте фонда: https://nasledie-iris.org/campaign/tserkov-korsunskoj-ikony-bozhiej-materi/. Также можно отправить СМС на номер 7715, написав слово «Наследие» и любую сумму через пробел. Например, «Наследие 200».
Лопата земли

В доброй старой Англии на границе горного Уэльса жил некогда злой великан. Почему-то он сильно невзлюбил жителей города Шрусбери, и стал придумывать, как бы им покрепче досадить.
«Брошу-ка я полную лопату земли в реку Северн, чтобы её запрудить, — решил великан. — Река выйдет из берегов и затопит весь город вместе с жителями».
Набрал великан полную лопату земли, и, пыхтя, направился с тяжёлой ношей к Шрусбери. Но по дороге он заблудился и пришёл не туда, а к соседнему городу Веллингтон.
Наступил вечер, великан из сил выбился, и ему хотелось как можно скорее добраться до места. Стал он озираться по сторонам и заметил на дороге человека с мешком на спине. Это был сапожник, который возвращался домой в Веллингтон, где была его лавка, а шёл он из Шрусбери, набрав полный мешок башмаков и сапог для починки.
— Эй, послушай! — окликнул его великан. — Далеко ещё до Шрусбери?
— А что тебе там нужно? — спросил сапожник, запрокинув голову, чтобы увидеть, откуда доносится громовой голос.
— Видишь эту лопату земли? — спросил великан, и при этом весь задрожал от злобы. — Я собираюсь бросить её в Северн, чтобы река вышла из берегов и затопила Шрусбери: и мэра, и всех-всех жителей!
Такая затея сапожнику пришлась не по душе.
«Северн — самая длинная река в Англии, — прикинул он в уме. — Если злодей осуществит свой план, тогда он не только Шрусбери, но и другие города по реке затопит».
Опустил сапожник на землю мешок, почесал в затылке и говорит:
— Так, значит, Шрусбери? До него ещё тебе долго идти. С твоими шагами за пару недель можно добраться.
— Так долго? Откуда ты знаешь? — спросил великан.
— Я как раз иду из Шрусбери, — сказал сапожник и развязал свой мешок, чтобы великан увидел, что у него там лежит. — Это очень далеко, поверь мне. Видишь, сколько башмаков и сапог я износил, пока шёл оттуда? Небось, подошвы на твоих ботинках тоже порядком истёрлись? Дай-ка, я погляжу.
— Глянь, приятель, а то сам я не могу присесть и лопату опустить, — согласился великан, и задрал одну свою могучую ногу над головой сапожника. И хотя тому было страшновато, но он вспомнил про жителей Шрусбери, которым угрожает смертельная опасность, и не дрогнул.
— Да, износились твои подмётки, — спокойно сказал он великану. — И ты не взял с собой запасную обувь? В твоих ботинках до Шрусбери тебе точно не дойти...
— Тогда я лучше домой вернусь, — ответил великан.
Опрокинул он лопату с землей там, где стоял, повернулся, и зашагал прочь в валлийские горы. Больше о нём ни слуху ни духу не было.
Зато теперь на том месте, где великан опрокинул лопату земли, каждый путник по дороге из Шрусбери в Веллингтон видит высокий холм. И сразу же вспоминает про храброго сапожника, который благодаря своей смекалке земляков от потопа спас.
(по мотивам английской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Минимишки Татьяны Мишкиной

Фото: Chris Hardy / Unsplash
«Четыре сыночка и лапочка дочка» — это выражение из старого мультфильма относится и к жительнице Богородска Нижегородской области, о которой я хочу вам рассказать.
В школьные годы на Татьяну Мишкину произвели впечатление ребята из детского дома, которые учились с ней в пятом классе: жизнь без родителей казалась девочке неправильной и странной! Именно тогда, по словам Татьяны, она задумала когда-нибудь стать мамой ребёнку-сироте.
Так и случилось. Сегодня в семье Татьяны и Сергея пятеро Минимишкиных — так здесь называют четырёх приёмных детей и одного родного! Старшего, Женю, супруги взяли из детдома в конце 2015-го. Через полгода удочерили малышку Сашу с синдромом Дауна и врождённой заячьей губой, которую позже исправили хирурги. А летом 2018 года новым членом семьи стал Мишутка.
Позже супруги хотели стать родителями ещё одного приёмного ребёнка. Однако пришлось заняться решением жилищного вопроса: в небольшой квартире в Нижнем Новгороде, где многодетная семья в то время жила, стало тесно. Наконец, зимой 2023 года, после переезда в просторный дом в Богородске, ещё один Минимишкин — пятилетний Дениска — навсегда покинул детский дом.
А уже в марте Татьяна родила сына, которого назвали Василием! «Старшие дети с нетерпением ждали появления малыша — пожалуй, эта радость нас ещё больше сблизила, — размышляет она. — Вася стал всеобщим любимцем».
Татьяна и Сергей рассказывают детям правду об усыновлении, как сказку: «И тогда мама с папой поняли, что им нужен сыночек, маленький, хорошенький. Стали искать — и нашли! Они обрадовались, все дела отложили и поехали знакомиться. А малыш ещё не знал, что это его родители...»
Татьяне Мишкиной часто задают вопрос: почему они с мужем решили стать приёмными родителями? «Мы просто хотели детей: нам нравится заниматься их развитием, воспитывать, лечить и учить, — отвечает наша героиня. — А родных или приёмных — это как Бог даст».
Все выпуски программы Живут такие люди
История шёлка в России

Фото: Juli Kosolapova / Unsplash
«Хороший шёлк виден по кромке, а добрый человек — по лицу», — говорили на Руси. Из шёлка в России шили изделия для богослужений, облачения для священства и одежду правителей. Такая ткань многие века была одной из самых дорогих в мире.
Дороговизна шёлка была обусловлена сложной технологией изготовления. Впервые она появилась в Китае ещё до Рождества Христова, а затем стала использоваться в Персии и Византии. Нити для ткани делали из коконов тутовых шелкопрядов — гусениц, живущих на тутовых деревьях. Тонкое волокно превращали в нити, мыли, вываривали и выкрашивали в определённые цвета, а затем ткали гладкую и тонкую ткань. В период Средних веков технология изготовления шёлка дошла и до Европы.
В Россию до XVII века драгоценную ткань привозили из-за границы — сначала из Византии, потом из Италии и Франции. При царе Фёдоре Иоанновиче, сыне Иоанна Грозного, в Москве появилась первая отечественная шёлковая мастерская. Русский шёлк делали из привозного китайского или персидского сырья. В то же время предпринимались первые попытки создать свои шёлковые плантации. В правление Алексея Михайловича Тишайшего в подмосковном селе Ивановском посадили тутовые деревья для разведения шелкопрядов, но холодный климат центральной России не подошёл для производства волокна. Сады из заморских деревьев разбивали и в более южных регионах — Астрахани, Симбирске и Киеве, но и там шёлковые нити удавалось получить в небольшом количестве, поэтому изделия продолжали делать из зарубежного сырья.
Фабрики по производству ткани стали появляться в Москве, Коломне, Астрахани и других городах России. Разнообразное переплетение шёлковых нитей и смешивание их с другими позволяло создавать разные виды тканей. Например, «парчой» называют шёлковую ткань с золотыми и серебряными нитями. Часто из парчи шили убранство для храмов и украшали Плащаницы — изображения на ткани Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы.
Конечно же из шёлка шили одежду. Изделия, созданные в отечественных мастерских, высоко ценились на Родине и продавались за границей.
В XIX веке удалось перейти на отечественное сырьё. Современники отмечали, что русский шёлк часто путали с французским «леонским» шёлком, считавшимся тканью высшей категории. Русские изделия не уступали иностранным ни по качеству, ни по тканым рисункам. Отечественный шёлк был представлен на многих международных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже в тысяча девятисотом году.
После революции шёлковая отрасль пришла в упадок. Однако в 1939 году было принято постановление о возобновлении и развитии шелководства. Рабочие на фабриках изготавливали ткань для хозяйственных и военных нужд. В период Великой Отечественной войны на шёлковых фабриках делали материал для парашютов.
В настоящее время в России работает научно-исследовательская станция шелководства, её коллекция насчитывает более тридцати пород тутового шелкопряда. А о том, как зарождалось производство русского шёлка можно узнать в музее Коломны, в историческом здании шёлковой фабрики, где когда-то создавали чудесные ткани.
Все выпуски программы Открываем историю