
— Вид Биржи в Петербурге, да... Подумать только! Пейзаж — ну совсем как открытка!
— Лёша, потише, мы все-таки в музее. Извините, мы, похоже, вам помешали.
— Мне? Нисколько! Но вот с таким отношением к полотну Фёдора Яковлевича Алексеева я не согласен. Признаюсь вам честно — ради этой картины я и приехал в Иваново. Она уникальна.
— Да?! И что же в ней такого особенного?
— Дело в том, что это один из первых городских пейзажей в истории русской живописи. Да-да. До Алексеева город в России не рисовал никто. Фёдор Яковлевич познакомился с этим жанром в Венеции в семидесятых годах восемнадцатого века. Он с отличием окончил Императорскую академию художеств и получил государственную пенсию для дальнейшего обучения заграницей.
— Здорово, когда государство вот так поддерживает таланты!
— Точно! Вот только в Италию Алексеева направили осваивать искусство театрального декоратора, а его увлекло новое направление в живописи — ведута. Это детальное изображение самой обычной, повседневной городской жизни.
— Этакий художественный репортаж?
— Метко сказано, молодой человек! Очень метко! По возвращении на родину Алексеев писал Санкт-Петербург — молодой, меняющийся на глазах. Во многом благодаря художнику известно, как город выглядел на заре своего существования. Например, биржу, которую мы видим перед собой, Алексеев изобразил сразу после завершения строительства.
— Это всё, конечно, очень интересно. Но вот Вы выговорите — художник молодой, только что вернулся из-за границы, где учился. А жил-то он что? Разве ему за такое творчество платили?
— Вопрос хороший. И он не о деньгах, а о жизненном кредо Фёдора Алексеева. Алексеев родился в бедности, в семье солдата. И мог бы сделать свой дар инструментом обогащения — например, устроиться театральным декоратором при дворе. Но он всю жизнь писал город, не думая про деньги. Сначала бесплатно, как вы говорите, исключительно для души. Когда его талант оценили, выполнял заказы: писал виды Бахчисарая для Екатерины Второй, Москву для Павла Первого.
— И Алексеев стал богат и знаменит?
— Фёдору дали звание академика и статус первого мастера русской ведуты. Но вскоре мода на городские пейзажи прошла, и он вновь оказался на обочине жизни. И упрямо продолжал вести прямой репортаж в живописных полотнах! Последняя его работа — «Петербургское наводнение 1824 года». Через несколько дней после написания этой картины Фёдор Яковлевич, увы, скончался. Художник был настолько беден, что хоронили его на средства Академии художеств.
— Может, он просто исписался к концу жизни, потому и обеднел?
— Вы знаете, именно здесь, в Ивановском художественном музее, я убедился, что под старость Фёдор Алексеев не утратил ни вдохновения, ни мастерства. Впервые вид на Биржу он написал в 1810 году, и с тех пор несколько раз повторял этот пейзаж. Первое полотно я видел не раз, оно хранится в Третьяковской галерее.
— А эта картина когда была написана?
— Перед нами — один из последних вариантов «Вида на Биржу», он датируется 1818 годом, здесь мастеру 65 лет. И вы посмотрите, какая свежесть, чистота тонов, акварельная прозрачность, какое внимание к деталям! В этой поздней работе есть нежность зрелого человека к тому, что по-настоящему ценно: Федор Яковлевич не просто повторил привычный пейзаж — он передал любовь петербуржцев к родному городу.
— А мне всё же жалко художника, который умер в бедности...
— Ну что вы! Разве можно деньгами измерить жизнь? А Фёдор Яковлевич Алексеев всю жизнь относился к своему творчеству очень трепетно. Он считал его даром свыше. И сохранил для нас прекрасные мгновения отечественной истории.
«Картину Фёдора Алексеева „Вид Биржи в Петербурге“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица