
— Вид Биржи в Петербурге, да... Подумать только! Пейзаж — ну совсем как открытка!
— Лёша, потише, мы все-таки в музее. Извините, мы, похоже, вам помешали.
— Мне? Нисколько! Но вот с таким отношением к полотну Фёдора Яковлевича Алексеева я не согласен. Признаюсь вам честно — ради этой картины я и приехал в Иваново. Она уникальна.
— Да?! И что же в ней такого особенного?
— Дело в том, что это один из первых городских пейзажей в истории русской живописи. Да-да. До Алексеева город в России не рисовал никто. Фёдор Яковлевич познакомился с этим жанром в Венеции в семидесятых годах восемнадцатого века. Он с отличием окончил Императорскую академию художеств и получил государственную пенсию для дальнейшего обучения заграницей.
— Здорово, когда государство вот так поддерживает таланты!
— Точно! Вот только в Италию Алексеева направили осваивать искусство театрального декоратора, а его увлекло новое направление в живописи — ведута. Это детальное изображение самой обычной, повседневной городской жизни.
— Этакий художественный репортаж?
— Метко сказано, молодой человек! Очень метко! По возвращении на родину Алексеев писал Санкт-Петербург — молодой, меняющийся на глазах. Во многом благодаря художнику известно, как город выглядел на заре своего существования. Например, биржу, которую мы видим перед собой, Алексеев изобразил сразу после завершения строительства.
— Это всё, конечно, очень интересно. Но вот Вы выговорите — художник молодой, только что вернулся из-за границы, где учился. А жил-то он что? Разве ему за такое творчество платили?
— Вопрос хороший. И он не о деньгах, а о жизненном кредо Фёдора Алексеева. Алексеев родился в бедности, в семье солдата. И мог бы сделать свой дар инструментом обогащения — например, устроиться театральным декоратором при дворе. Но он всю жизнь писал город, не думая про деньги. Сначала бесплатно, как вы говорите, исключительно для души. Когда его талант оценили, выполнял заказы: писал виды Бахчисарая для Екатерины Второй, Москву для Павла Первого.
— И Алексеев стал богат и знаменит?
— Фёдору дали звание академика и статус первого мастера русской ведуты. Но вскоре мода на городские пейзажи прошла, и он вновь оказался на обочине жизни. И упрямо продолжал вести прямой репортаж в живописных полотнах! Последняя его работа — «Петербургское наводнение 1824 года». Через несколько дней после написания этой картины Фёдор Яковлевич, увы, скончался. Художник был настолько беден, что хоронили его на средства Академии художеств.
— Может, он просто исписался к концу жизни, потому и обеднел?
— Вы знаете, именно здесь, в Ивановском художественном музее, я убедился, что под старость Фёдор Алексеев не утратил ни вдохновения, ни мастерства. Впервые вид на Биржу он написал в 1810 году, и с тех пор несколько раз повторял этот пейзаж. Первое полотно я видел не раз, оно хранится в Третьяковской галерее.
— А эта картина когда была написана?
— Перед нами — один из последних вариантов «Вида на Биржу», он датируется 1818 годом, здесь мастеру 65 лет. И вы посмотрите, какая свежесть, чистота тонов, акварельная прозрачность, какое внимание к деталям! В этой поздней работе есть нежность зрелого человека к тому, что по-настоящему ценно: Федор Яковлевич не просто повторил привычный пейзаж — он передал любовь петербуржцев к родному городу.
— А мне всё же жалко художника, который умер в бедности...
— Ну что вы! Разве можно деньгами измерить жизнь? А Фёдор Яковлевич Алексеев всю жизнь относился к своему творчеству очень трепетно. Он считал его даром свыше. И сохранил для нас прекрасные мгновения отечественной истории.
«Картину Фёдора Алексеева „Вид Биржи в Петербурге“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема