
— Вид Биржи в Петербурге, да... Подумать только! Пейзаж — ну совсем как открытка!
— Лёша, потише, мы все-таки в музее. Извините, мы, похоже, вам помешали.
— Мне? Нисколько! Но вот с таким отношением к полотну Фёдора Яковлевича Алексеева я не согласен. Признаюсь вам честно — ради этой картины я и приехал в Иваново. Она уникальна.
— Да?! И что же в ней такого особенного?
— Дело в том, что это один из первых городских пейзажей в истории русской живописи. Да-да. До Алексеева город в России не рисовал никто. Фёдор Яковлевич познакомился с этим жанром в Венеции в семидесятых годах восемнадцатого века. Он с отличием окончил Императорскую академию художеств и получил государственную пенсию для дальнейшего обучения заграницей.
— Здорово, когда государство вот так поддерживает таланты!
— Точно! Вот только в Италию Алексеева направили осваивать искусство театрального декоратора, а его увлекло новое направление в живописи — ведута. Это детальное изображение самой обычной, повседневной городской жизни.
— Этакий художественный репортаж?
— Метко сказано, молодой человек! Очень метко! По возвращении на родину Алексеев писал Санкт-Петербург — молодой, меняющийся на глазах. Во многом благодаря художнику известно, как город выглядел на заре своего существования. Например, биржу, которую мы видим перед собой, Алексеев изобразил сразу после завершения строительства.
— Это всё, конечно, очень интересно. Но вот Вы выговорите — художник молодой, только что вернулся из-за границы, где учился. А жил-то он что? Разве ему за такое творчество платили?
— Вопрос хороший. И он не о деньгах, а о жизненном кредо Фёдора Алексеева. Алексеев родился в бедности, в семье солдата. И мог бы сделать свой дар инструментом обогащения — например, устроиться театральным декоратором при дворе. Но он всю жизнь писал город, не думая про деньги. Сначала бесплатно, как вы говорите, исключительно для души. Когда его талант оценили, выполнял заказы: писал виды Бахчисарая для Екатерины Второй, Москву для Павла Первого.
— И Алексеев стал богат и знаменит?
— Фёдору дали звание академика и статус первого мастера русской ведуты. Но вскоре мода на городские пейзажи прошла, и он вновь оказался на обочине жизни. И упрямо продолжал вести прямой репортаж в живописных полотнах! Последняя его работа — «Петербургское наводнение 1824 года». Через несколько дней после написания этой картины Фёдор Яковлевич, увы, скончался. Художник был настолько беден, что хоронили его на средства Академии художеств.
— Может, он просто исписался к концу жизни, потому и обеднел?
— Вы знаете, именно здесь, в Ивановском художественном музее, я убедился, что под старость Фёдор Алексеев не утратил ни вдохновения, ни мастерства. Впервые вид на Биржу он написал в 1810 году, и с тех пор несколько раз повторял этот пейзаж. Первое полотно я видел не раз, оно хранится в Третьяковской галерее.
— А эта картина когда была написана?
— Перед нами — один из последних вариантов «Вида на Биржу», он датируется 1818 годом, здесь мастеру 65 лет. И вы посмотрите, какая свежесть, чистота тонов, акварельная прозрачность, какое внимание к деталям! В этой поздней работе есть нежность зрелого человека к тому, что по-настоящему ценно: Федор Яковлевич не просто повторил привычный пейзаж — он передал любовь петербуржцев к родному городу.
— А мне всё же жалко художника, который умер в бедности...
— Ну что вы! Разве можно деньгами измерить жизнь? А Фёдор Яковлевич Алексеев всю жизнь относился к своему творчеству очень трепетно. Он считал его даром свыше. И сохранил для нас прекрасные мгновения отечественной истории.
«Картину Фёдора Алексеева „Вид Биржи в Петербурге“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема