К югу от Египта на Африканском континенте есть государство Судан. Древнее название этой страны – Нубия. Там среди безводной пустыни тоже протекает великая река Нил. И царей несколько тысяч лет назад там хоронили в пирамидах. Хотя культурное наследие этой страны не столь узнаваемо как египетское, Судан до сих пор преподносит сюрпризы. Один из них: христианские фрески, созданные древними нубийцами.
Сегодняшний Судан – мусульманское государство, где говорят на арабском языке. Христиан здесь совсем немного. Но так было не всегда.
1960 год. Египет при поддержке Советского Союза начинает строить большую гидроэлэктростанцию на Ниле вблизи суданской границы. Колоссальная плотина должна перегородить реку фараонов. Затоплены будут огромные пространства суши. Но как быть с уникальными археологическими памятниками? Неужели они навсегда скроются под водой? Правительства Египта и Судана обратились к учёным всего мира, чтобы они приехали на место будущего водохранилища и спасли всё, что можно спасти.
Из разных стран в Африку поехали исследователи древности. В их числе на территорию Судана прибыла группа археологов из Польши. В качестве места для раскопок поляки выбрали холм в местности Фарас, где думали найти развалины древнеегипетского храма. И действительно на глубине больше тридцати метров обнаружили строение. Но каково было удивление учёных, когда из темноты на них устремил свой взгляд Архангел Михаил.
Раскопанное строение в Фарасе оказалось кафедральным собором древней нубийской церкви. На стенах собора было найдено 120 фресок. Вот ангел, спасающий трёх отроков в печи Вавилонской. Вот огромная сцена Рождества Христова. Вот Праведная Анна - мать Пресвятой Богородицы. В удивлении она приложила палец к устам, словно скрывая тайну о будущем своей Дочери. Лики Христа, Божией Матери и ангелов – светлые, а изображенные рядом с ними цари и епископы – чернокожие.
В Средневековье на территории Нубии было целых три христианских царства. Фарас был столицей самого северного из них. Еще в шестом веке благоверный византийский император Юстиниан и его супруга императрица Феодора отправили в Нубию миссионеров для проповеди Слова Божия. И почти тысячу лет здесь существовала христианская цивилизация, о которой никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке. Храмы расписывались фресками в византийском стиле. При церквах хранились книги на греческом языке, а с греческого делались переводы на нубийский – родственный другим африканским языкам. Со временем изолированная христианская культура растворилась мусульманским мире, но по всему Судану до сих пор находят остатки нубийских церквей и монастырей. Собор в Фарасе – лишь самый известный и яркий из них.
Что же стало с уникальными фресками? Археологи провели уникальную спасательную операцию, сняли изображения и не дали им исчезнуть под водой. Теперь часть из них хранится в столице Судана городе Хартуме. А другая часть в варшавском Национальном музее. Теперь каждый, кто оказался в Польше может приобщиться к искусству христианской Нубии и начать знакомство с её удивительной историей.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема