Бельгия — не самая большая европейская страна. При этом она имеет федеративное устройство — состоит из трёх во многом самостоятельных друг от друга регионов: Валлонского, Фламандского и столичного — Брюссельского. Особый интерес представляет Фламандия. Потому что сами фламандцы всячески подчеркивают свою самобытность и отстаивают национальные традиции. Так, например, они с большим трепетом относятся к сохранению своего особого наречия — фламандского языка. По большому счету, фламандский — это тот же нидерландский. Просто говорят на нём со своеобразным произношением — используя гортанные звуки.
Фламандцы несколько раз поднимали вопрос о выходе из состава Бельгии. В пику Брюсселю фламандцы называют свою родину по-особенному — Фландрией. И вот, что интересно — именно на территории Фламандии Православная Церковь не только прижилась, но и обрела уникальные черты. Центром фламандского Православия считается монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в деревне Первейзе. Обитель была основана в 1975 г. перешедшим в Православную Церковь бельгийцем — Геертом Якобсом. Он принял монашество, стал священником. Со временем к нему присоединилось несколько таких же, как он, жителей Фландрии, принявших Православие. Они стали насельниками монастыря, который фактически сами и построили. В настоящее время в обители живёт около десяти монахов. Они активно трудятся, переводя произведения святых отцов и богослужебные тексты на нидерландский язык. Устав монастыря довольно строг. Монахи встают в 6 утра и собираются в храм на богослужение, по его окончании отводится время на завтрак, чтение и индивидуальную молитву — до 9 часов. С 9 до 11:30 — время для работы. В 12 часов дня монахи вновь приходят на службу. Затем следует обед и отдых — до 15 часов. После отдыха — послушания, а в 17:30 все опять собираются в храм на вечернее богослужение. Потом следует ужин. День завершает краткая служба. Она начинается в половину девятого вечера, а в 22.00 монахи отходят ко сну. Богослужение в обители совершается в основном на фламандском языке. Живет монастырь по новому стилю — с разрешения, полученного от Московской Патриархии ещё в 80-е годы прошлого столетия.
Ещё одним центром фламандского Православия является приход во имя апостола Иоанна Богослова в городе Остенде. Остенде в 19 веке был одним из любимых курортов русской знати. Хотя город расположен на берегу Северного моря, из-за тёплых океанических течений климат здесь мягкий и полезный для здоровья. Приход Иоанна Богослова объединяет потомков старой русской эмиграции, а также новых переселенцев. Значимым православным храмом на территории Фландрии является церковь во имя апостола Матфея, расположенная в городе Лёвене или иначе — Лувене. Это так называемый студенческий приход. У его истоков стояли молодые русские эмигранты, покинувшие родину после революции 1917-го года. Первоначально наши соотечественники в Бельгии не могли получать высшее образование — такие были тогда законы. Но затем им на помощь пришёл кардинал Мерсье, глава Католической церкви в Бельгии. Он добился, чтобы русских принимали в Лёвенский университет. На его территории при поддержке Мерсье был также открыт православный храм, объединивший православных студентов Лёвена. В наши дни прихожанами храма апостола Матфея являются как русские студенты, так и те бельгийцы, что обратились в Православие, из-за любви к русской литературе и культуре.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница