
Монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Фото: LimoWreck / CC BY-SA 3.0
Бельгия — не самая большая европейская страна. При этом она имеет федеративное устройство — состоит из трёх во многом самостоятельных друг от друга регионов: Валлонского, Фламандского и столичного — Брюссельского. Особый интерес представляет Фламандия. Потому что сами фламандцы всячески подчеркивают свою самобытность и отстаивают национальные традиции. Так, например, они с большим трепетом относятся к сохранению своего особого наречия — фламандского языка. По большому счету, фламандский — это тот же нидерландский. Просто говорят на нём со своеобразным произношением — используя гортанные звуки.
Фламандцы несколько раз поднимали вопрос о выходе из состава Бельгии. В пику Брюсселю фламандцы называют свою родину по-особенному — Фландрией. И вот, что интересно — именно на территории Фламандии Православная Церковь не только прижилась, но и обрела уникальные черты. Центром фламандского Православия считается монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в деревне Первейзе. Обитель была основана в 1975 г. перешедшим в Православную Церковь бельгийцем — Геертом Якобсом. Он принял монашество, стал священником. Со временем к нему присоединилось несколько таких же, как он, жителей Фландрии, принявших Православие. Они стали насельниками монастыря, который фактически сами и построили. В настоящее время в обители живёт около десяти монахов. Они активно трудятся, переводя произведения святых отцов и богослужебные тексты на нидерландский язык. Устав монастыря довольно строг. Монахи встают в 6 утра и собираются в храм на богослужение, по его окончании отводится время на завтрак, чтение и индивидуальную молитву — до 9 часов. С 9 до 11:30 — время для работы. В 12 часов дня монахи вновь приходят на службу. Затем следует обед и отдых — до 15 часов. После отдыха — послушания, а в 17:30 все опять собираются в храм на вечернее богослужение. Потом следует ужин. День завершает краткая служба. Она начинается в половину девятого вечера, а в 22.00 монахи отходят ко сну. Богослужение в обители совершается в основном на фламандском языке. Живет монастырь по новому стилю — с разрешения, полученного от Московской Патриархии ещё в 80-е годы прошлого столетия.
Ещё одним центром фламандского Православия является приход во имя апостола Иоанна Богослова в городе Остенде. Остенде в 19 веке был одним из любимых курортов русской знати. Хотя город расположен на берегу Северного моря, из-за тёплых океанических течений климат здесь мягкий и полезный для здоровья. Приход Иоанна Богослова объединяет потомков старой русской эмиграции, а также новых переселенцев. Значимым православным храмом на территории Фландрии является церковь во имя апостола Матфея, расположенная в городе Лёвене или иначе — Лувене. Это так называемый студенческий приход. У его истоков стояли молодые русские эмигранты, покинувшие родину после революции 1917-го года. Первоначально наши соотечественники в Бельгии не могли получать высшее образование — такие были тогда законы. Но затем им на помощь пришёл кардинал Мерсье, глава Католической церкви в Бельгии. Он добился, чтобы русских принимали в Лёвенский университет. На его территории при поддержке Мерсье был также открыт православный храм, объединивший православных студентов Лёвена. В наши дни прихожанами храма апостола Матфея являются как русские студенты, так и те бельгийцы, что обратились в Православие, из-за любви к русской литературе и культуре.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема