
Монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Фото: LimoWreck / CC BY-SA 3.0
Бельгия — не самая большая европейская страна. При этом она имеет федеративное устройство — состоит из трёх во многом самостоятельных друг от друга регионов: Валлонского, Фламандского и столичного — Брюссельского. Особый интерес представляет Фламандия. Потому что сами фламандцы всячески подчеркивают свою самобытность и отстаивают национальные традиции. Так, например, они с большим трепетом относятся к сохранению своего особого наречия — фламандского языка. По большому счету, фламандский — это тот же нидерландский. Просто говорят на нём со своеобразным произношением — используя гортанные звуки.
Фламандцы несколько раз поднимали вопрос о выходе из состава Бельгии. В пику Брюсселю фламандцы называют свою родину по-особенному — Фландрией. И вот, что интересно — именно на территории Фламандии Православная Церковь не только прижилась, но и обрела уникальные черты. Центром фламандского Православия считается монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в деревне Первейзе. Обитель была основана в 1975 г. перешедшим в Православную Церковь бельгийцем — Геертом Якобсом. Он принял монашество, стал священником. Со временем к нему присоединилось несколько таких же, как он, жителей Фландрии, принявших Православие. Они стали насельниками монастыря, который фактически сами и построили. В настоящее время в обители живёт около десяти монахов. Они активно трудятся, переводя произведения святых отцов и богослужебные тексты на нидерландский язык. Устав монастыря довольно строг. Монахи встают в 6 утра и собираются в храм на богослужение, по его окончании отводится время на завтрак, чтение и индивидуальную молитву — до 9 часов. С 9 до 11:30 — время для работы. В 12 часов дня монахи вновь приходят на службу. Затем следует обед и отдых — до 15 часов. После отдыха — послушания, а в 17:30 все опять собираются в храм на вечернее богослужение. Потом следует ужин. День завершает краткая служба. Она начинается в половину девятого вечера, а в 22.00 монахи отходят ко сну. Богослужение в обители совершается в основном на фламандском языке. Живет монастырь по новому стилю — с разрешения, полученного от Московской Патриархии ещё в 80-е годы прошлого столетия.
Ещё одним центром фламандского Православия является приход во имя апостола Иоанна Богослова в городе Остенде. Остенде в 19 веке был одним из любимых курортов русской знати. Хотя город расположен на берегу Северного моря, из-за тёплых океанических течений климат здесь мягкий и полезный для здоровья. Приход Иоанна Богослова объединяет потомков старой русской эмиграции, а также новых переселенцев. Значимым православным храмом на территории Фландрии является церковь во имя апостола Матфея, расположенная в городе Лёвене или иначе — Лувене. Это так называемый студенческий приход. У его истоков стояли молодые русские эмигранты, покинувшие родину после революции 1917-го года. Первоначально наши соотечественники в Бельгии не могли получать высшее образование — такие были тогда законы. Но затем им на помощь пришёл кардинал Мерсье, глава Католической церкви в Бельгии. Он добился, чтобы русских принимали в Лёвенский университет. На его территории при поддержке Мерсье был также открыт православный храм, объединивший православных студентов Лёвена. В наши дни прихожанами храма апостола Матфея являются как русские студенты, так и те бельгийцы, что обратились в Православие, из-за любви к русской литературе и культуре.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 261 зач., IV, 10-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бесконечный поток информации, который окружает практически каждого человека, для многих из нас стал не только привычным фоном и необходимостью. Без него многие чувствуют себя попросту неуютно. Понимая неправильность подобных ощущений, некоторые люди задумываются над тем, как эту ситуацию исправить? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Многие люди исповедуются в том, что тратят драгоценное время жизни на социальные сети. Без них человек уже как будто бы не может, но и потратив на них время, чувствует скорее опустошённость, чем радость и удовлетворение. Многие знают, что у этого чувства есть научное объяснение, связанное с тем, что мы тратим гормон дофамин на лёгкие с точки зрения познания и смысла развлечения. Однако при этом мы часто забываем ещё об одной проблеме. Дело в том, что мы не только начинаем тревожиться, когда выходим из «зоны доступа», но и зачастую не контролируем контент, который попадает в наши души. За нас это делают другие. Мы живём навязанными смыслами, навязанными эмоциями и переживаниями. Причём обычно смыслами самого примитивного качества. Неслучайно недавно некоторые специалисты в области нейросетей заявили, что сами эти сети начали деградировать из-за потребления некачественной информации. Для любого разумного человека, подобные новости — это повод задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Сегодняшний отрывок на первый взгляд совершенно далёк от социальных сетей и всего, что с ними связано. Апостол перечисляет своих соработников, комментирует их деятельность и передаёт приветы и даёт поручения руководителям местных общин. Среди прочих Павел говорит о Епафрасе, который был епископом города Коллосы, хотя в тот момент содержался вместе с апостолом в узах. Апостол говорит о нём как о рабе Христовом, молящемся о Церкви, которой Епафрас руководил. Примечательно, что апостол передаёт главное содержание его молитвы. И молился этот святой муж о том, чтобы вверенная ему паства пребыла совершенной и наполненной знанием того, что есть воля Божия. И, конечно, эта молитва имеет прямое отношение к каждому из нас. Потому что и нам именно этим стоит наполнять свои души. Впрочем, очень важно понимать, что речь не о формальной стороне дела. Не о том, что коллосяне, а вслед за ними и мы призваны думать о вещах сугубо духовных. В таком сведЕнии Божьей воли к чему-то специфически религиозному есть серьёзная ошибка. Божья воля — это правильный взгляд на всю нашу жизнь, на весь мир, а не только на религиозную составляющую. На самые простые и бытовые вещи, на брак, на воспитание детей, на работу и отдых можно смотреть через призму мира, но можно смотреть через призму Божественного замысла, благодаря которому мы сумеем правильно расставить приоритеты. Кроме того, смена точки зрения на деле не означает, что из одних пабликов мы должны перекочевать в другие. Потоки информации всё равно остаются потоками, они довольно быстро перестают усваиваться и превращаются в фон, создающий иллюзию активной жизни. Поэтому очень важно иметь не только правильный источник информации, но и опыт сердечной тишины и молитвенного предстояния перед Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







