
Жизнь семьи Евстафия Плакиды была полна удивительных событий, опасностей и приключений. Евстафий, его жена и их сыновья прошли через множество испытаний, но сумели сохранить веру в Бога. История этой семьи — редкий пример мужества, любви и верности друг другу и Господу.
Плакида был знаменитым римским полководцем. Славу ему принесли не только победы на полях сражений, но и добрые дела: язычник Плакида и его жена Татьяна постоянно помогали бедным. Военачальник принял христианство приблизительно в 118-ом году после чудесного случая на охоте. Плакиде было видение: олень, на лбу которого сиял крест с распятием. Приехав домой, полководец рассказал об этом жене и супруги приняли решение тайно креститься. При крещении Плакида получил имя Евстафий, Татьяна стала Феопистией, а их сыновей назвали Агапием и Феопистом.
На другой же день Евстафию снова было видение. Господь предупреждал военачальника о том, что его семье придётся пройти через множество испытаний. Евстафий ничего не утаил от жены. К его радости она ответила, что ради Христа готова всё вытерпеть. Вскоре на дом воеводы обрушились беды: погибли от болезни слуги, пал скот, ценности украли воры. Но супруги не пали духом. Они решили покинуть Рим и начать новую жизнь в Египте.
Семья села на корабль, но в дороге произошло новое несчастье. Хозяин судна, соблазнившись красотой Феопистии, решил во что бы то ни стало избавиться от Евстафия и потребовал плату за переезд, хотя изначально согласился везти семью бесплатно. Денег у Евстафия не было, и судовладелец высадил его на берег вместе с сыновьями, а Феопистию оставил на борту. Отец с малышами горько рыдали, глядя, как корабль увозит в неизвестность их любимую жену и маму. Но впереди ждало ещё одно горе. Детей Евстафия похитили дикие звери. Одного сына унёс лев, а второго волк. По счастью, мальчиков отбили крестьяне одной деревни. Две разные семьи взяли к себе Агапия и Феописта, не зная о том, что это братья и вырастили их. А Евстафий, думая, что дети погибли, молился Богу, чтобы Он дал ему силы пережить потери. В одном из селений Евстафий устроился работать сторожем и прожил там 15 лет.
Рим в это время подвергся нападению варваров. И императору Траяну очень не хватало своего прежнего полководца, который так неожиданно исчез много лет назад. Два друга Плакиды отправились на его поиски. Объехав множество городов и сёл, они прибыли в Вадисис и первым человеком, которого там встретили, оказался Евстафий. Друзья с трудом узнали в нищем крестьянине своего бывшего военачальника и уговорили его вернуться в Рим. Евстафия встретили с восторгом, возвратили ему прежний чин. Готовясь к войне, полководец объявил набор новобранцев. Среди прочих в Рим прибыли два друга-односельчанина. Евстафий обратил внимание на храбрых воинов и вскоре привязался к ним. Он часто давал друзьям поручения, даже не подозревая о том, что их выполняют его сыновья. Всё открылось внезапно.
Войско под командованием Евстафия остановилось на ночлег в одной деревне. Агапию и Феописту не спалось, они лежали палатке и рассказывали друг другу о своих потерянных родных то немногое, что сохранила их память. Подробности этих семейных историй были так поразительно похожи, что воины поняли: они родные братья. А разговор этот случайно слышала... Феопистия. Тогда на корабле она избежала посягательств со стороны судовладельца, оказалась в этих местах и жила, уверенная в том, что вся её семья погибла. Узнав в молодых людях своих сыновей, Феопистия бросилась к их начальнику, горя желанием вступить в его войско, чтобы больше не разлучаться с детьми и едва не лишилась чувств, когда увидела перед собой мужа. Семья после стольких страданий вновь воссоединилась.
Им не было суждено жить долго. Новый император Рима язычник Адриан казнил всё семейство за то, что оно отказалось отречься от Христа. Перед казнью Адриан спросил Евстафия, почему он не хочет поклоняться языческим богам. Евстафий ответил: «Я — христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний».
После гибели Евстафия Плакиды, его жены и детей христиане тайно похоронили их и возвели на месте погребения храм. На примере подвига святого семейства христиане учатся стойкости в вере и терпению в тяжёлых испытаниях.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема