По одной из легенд, Геракл был первым отдыхающим на евпаторийской земле. Вершил свои подвиги Геракл на землях Средиземноморья, а отдыхать предпочитал на берегах Тавриды. И до сих пор Евпатория остается главной крымской здравницей.
Не зря же Маяковский восклицал:
Очень жаль мне
тех, которые
не бывали
в Евпатории.
Древнее название Евпатории - Керкинитида: этот город был основан в VI-V веках до Рождества Христова греками. Во II веке до Рождества Христова скифы изгоняют греков из Керкинитиды, превращая ее в свой порт и крепость, затем, в середине I в., в городе расквартировывается римский гарнизон. В IV в. Керкинитида пала под ударами гуннов. Познакомиться с древним городом можно с помощью музейно-археологического комплекса на улице Дувановской: в него входит небольшая часть городища, которая сохранена под стеклянной пирамидой, рядом расположился городской лапидарий (музей древних каменных изваяний). А напротив находится краеведческий музей с уникальной коллекцией античных терракотовых статуэток.
В начале 16 века турки выстроили здесь крепость Гезлев, разместив в ней гарнизон из трех тысяч солдат. Высота стен достигала 8 метров, а толщина 3 метров. Несмотря на такие крепкие стены, запорожские казаки несколько раз смогли захватить крепость. После удачного штурма они освобождали невольников и уносили солидную добычу.
В последние годы в Евпатории идет восстановление стен крепости Гезлев. Уже воссозданы ворота и башня над ними. В здании восстановленных ворот начал функционировать культурно-этнографический центр. В башне находится подлинный фрагмент крепостной стены 16 века, а также макет средневековой крепости Гезлев.
Евпаторию часто именуют «Малым Иерусалимом», поскольку узкие улочки евпаторийского Старого Города очень напоминают иерусалимские, и на маленьком пятачке земли соседствуют и мирно уживаются храмы различных конфессий - православные, мусульманские, караимские.
Здесь красуется великолепный Николаевский собор, который является подобием собора Святой Софии в Константинополе. Храм возвели в честь освобождения Евпатории от англо-франко-турецких захватчиков в период Крымской войны 1854-1856 годов. Строительство собора началось в 1893 году, а уже в 1899 году храм был освящен и открыт для верующих.
На евпаторийской набережной можно зайти в храм Святого Илии Пророка. Греко-византийский храм из неоштукатуренного известняка начали строить в 1911 году на средства греческой общины. Летом 1918 года церковь Святого пророка Божия Илии открыла свои двери для верующих. С 1919 по 1936 год в Ильинском храме служил протоиерей Елеазар Спиридонов, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских. Святой Елеазар почитается как небесный покровитель Евпатории.
Обязательно прокатитесь по городу на "трамвае желаний" - единственной трамвайной линии в Крыму. Здесь работает экскурсовод, который рассказывает об истории Евпатории. Неспешно, по старинному одноколейному пути, можно проехать как по спальным районам, так и по Старому городу со средневековыми достопримечательностями.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема