Евгения Трошина – член Союза писателей России, автор нескольких успешных книг, а ещё она… сестра милосердия! Ухаживает за больными и престарелыми людьми, руководит московским Свято-Пантелеимоновским сестричеством и обучает девушек, желающих бескорыстно помогать людям, на специальных курсах. Но даже в таком плотном и напряжённом графике она как-то ухитряется выкраивать минуты для творчества. И пишет о том, что ей ближе всего – своей работе, которую всё-таки правильнее будет называть служением; о тех, кто не покладая рук самоотверженно трудится ради ближних. Свою книгу о женщинах, посвятивших себя служению сестёр милосердия, Евгения Трошина так и назвала: «Милосердные сёстры».
Светлый переплёт с цветным карандашным портретом красивой, кротко опустившей глаза девушки в белом чепце с красным крестом. Так и кажется, что на страницах книги нас ждёт что-нибудь наподобие рассказов о героических сёстрах милосердия времён Первой Мировой. Почему-то нелегко представить себе в этой роли наших современниц, живущих в мегаполисе, ездящих в метро или стоящих в пробках. Но оказывается, думая так, мы очень даже ошибаемся! Современные сёстры милосердия существуют и всегда готовы прийти на помощь.
Они, с одной стороны, – самые обыкновенные девушки и женщины. Такие, например, как Мариша из одноимённого рассказа. Она с готовностью ухаживает за самыми тяжёлыми больными, буквально возвращает к жизни несчастную, брошенную сыном старую женщину, проводит дни и ночи у постели больного тяжёлой неизвестной болезнью мальчика. И при этом всё время твердит, что не готова быть сестрой милосердия - стесняется, что редко ходит в церковь и никак не может бросить курить. Но высокое служение людям и Богу не может не изменить человека. Мариша, которая даже подумывала уйти из Сестричества, потому что «не достойна» - становится постоянной прихожанкой больничного храма, сама не замечая как, навсегда расстаётся с сигаретами. И продолжает помогать людям.
В книге Евгении Трошиной «Милосердные сёстры» почти каждая глава названа по имени той, о ком автор хочет поведать читателю. Есть здесь Вера, Надежда и Любовь – женщины с разными судьбами, но одним призванием; есть старенькая монахиня матушка Рахиль, до последнего вздоха радеющая о тех, кто находился рядом с ней. Есть бывшая фронтовая медсестра Ольга Николаевна, которая произносит удивительную фразу: «Сестра милосердия – это воинское звание со своим знаком отличия – крестом Христовым».
И вправду, читая рассказы из книги, понимаешь: кроткие и мирные Милосердные сёстры действительно ведут войну. Войну с равнодушием, чёрствостью, человеческим горем. Но сражаются они не оружием, а любовью, добротой, теплом заботливых рук и сердец. Евгения Трошина, написавшая об этих женщинах книгу, счастлива оттого, что смогла стать одной из них.
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение