Евгений Моргунов, которого вся страна называла просто «Бывалым», любил шутки. Даже его семейная жизнь началась с розыгрыша. А Наталья Николаевна – жена артиста называла их знакомство иронией судьбы.
Может, и ирония, но счастливая жизнь Моргуновых продолжалась 36 лет. Когда они познакомились, Евгения уже знал и любил весь Советский Союз. Наташа, которой было всего 23 года, училась в Московском авиационном технологическом институте. Как-то девушка позвонила на кафедру, чтобы узнать время сдачи зачёта. Ошиблась номером и попала в квартиру Моргунова. Попросила профессора. Моргунов ответил, что профессор у аппарата. Выслушав Наташу, попросил её оставить номер телефона и сказал, что перезвонит. И действительно перезвонил и назначил время зачёта. Наташа приехала в институт, но никакой профессор её, конечно, не ждал. И вообще никто не ждал. Через день Моргунов позвонил снова, извинился за розыгрыш, представился, страшно удивился тому, что Наташа о нём – знаменитом артисте - ничего не знает и назначил девушке свидание.
Они стали встречаться. Родители девушки недоумевали: артист старше их дочери на 13 лет, зачем он ей нужен? Наташа объясняла, что рядом с жизнелюбивым Моргуновым, которому всё на свете интересно, остальные мужчины кажутся ей пресными. Спустя два года они поженились. Сбылась мечта Евгения – он обрёл семью.
Совместная жизнь Моргуновых началась в комнатке коммунальной квартиры. А когда на свет должен был появиться старший сын, Евгений Александрович получил однокомнатную квартиру. В открытые окна вливались звуки музыки - рядом находился театр имени Станиславского. Прекрасно играющий на рояле Евгений узнавал мелодии с первых нот и говорил: «Пиковую даму» дают. Бежим на второй акт». Они бросали дела и спешили в театр. С билетёрами проблем не было: Моргунова пропускали с удовольствием.
Евгений Александрович любил переезды. Эта «охота к перемене мест» у него появилась, когда родились сыновья, и в квартире стало негде повернуться. Семья перебралась в просторную квартиру. Но во дворе их дома находилась шахта строящегося метро. Грохот стоял круглые сутки. И Моргунов снова перевёз семью. Наталья Николаевна, понимая, что для мужа обретение нового дома - тоже творческий процесс, мужественно терпела переезды. А заодно и отъезды Моргунова в киноэкспедиции и на гастроли. Из каждого города он передавал жене и детям посылки. Уезжая на юг, покупал фрукты ящиками и посылал их в вагоне-ресторане. Наталья Николаевна, которой нужно было мчаться на вокзал, искать такси и носильщиков, вздрагивала каждый раз, когда раздавалась телефонная трель и голос мужа возвещал: «Встречай поезд».
У Моргунова был вспыльчивый характер. Но сердиться больше пяти минут
он не мог. Подходил к жене, хлопал добрыми глазами, и она забывала обиду. Наталье Николаевне невероятно повезло, она жила с человеком, рядом с которым ей ничего не было страшно, и знала: пока рядом Женя, ничего плохого не случится.
Но беда случилась с самим Женей. Он болел сахарным диабетом с 25-ти лет. Соблюдать диету для него было мукой. И жена ничего не могла с этим поделать. А Моргунов ездил по стране с концертами, хотя даже просто ходить становилось всё труднее. Врачи 15 лет пугали его ампутацией ног. От операции уберегла жена: варила мази и настойки, делала перевязки. Медики, не веря своим глазам, спрашивали: «Как вам удалось спасти ему ноги?». А Моргунов шутил с докторами и говорил, намекая на свой вес: «Вы меня отсюда не вынесете, потому что я - невыносимый». Но когда в семье случилось горе – погиб младший сын – сердце артиста не выдержало.
«Оглядываясь на свою жизнь, прожитую вместе с Моргуновым, я понимаю, какой счастливой была. Что-то я потеряла навсегда, но зато со мной мои воспоминания», - говорит Наталья Николаевна. Оставшись без мужа, она воспитывала внучку - тоже Женю. И глядя на музыкально одарённую девочку – гены деда взяли своё – Наталья Моргунова благодарила Бога за своё счастье.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер