Ермак. Ермак Тимофеевич. Самое известное имя из имен покорителей Сибири.
А вот сведений о нем мало. Непонятно имя, предположениями о котором можно запросто занять всю передачу. Точно так же непонятно откуда он родом, хотя ныне исследователи все более склоняются к мысли, что родом Ермак из поморов, с реки Северной Двины.
Более-менее точно то, что был он казаком, защищал юго-восточные рубежи Руси от кочевников. Похоже, грабил торговые караваны на Волге и Каме. Практически точно – участвовал в Ливонской войне.
И уж совсем достоверно то, что именно он разгромил хана Кучума, покорившего народы Западной Сибири, который не только отказался от уплаты дани русскому царю, но и набегами своими стал изрядно опустошать поселения на восточных границах Руси.
Иоанн Грозный, понятно, с таким положением смириться не мог. И дал семье промышленников и купцов Строгановых право на владение землями восточнее Урала и освоение Зауралья на реках Тоболе, Иртыше и Оби. Именно Строгановы и профинансировали поход Ермака. Он – поход - начался 1 сентября 1581 года. И уже спустя год, в декабре 1582-го, Ермак отправил к царю гонцов с известием о разгроме и покорении Сибирского ханства.
Военные действия, однако, продолжались. Для ведения их к Ермаку периодически прибывали отряды в сотню-другую человек, подвозились оружие и боеприпасы.
Кочующий по степям хан Кучум собирал силы и периодически то он, то иные татарские мурзы доставляли русским множество хлопот.
А в начале августа 1585 года небольшой отряд во главе с Ермаком во время ночевки на одном из островов Иртыша был неожиданно атакован ханом и разбит.
Согласно легенде, Ермак пытался бежать на струге, однако струг перевернулся, и атаман утонул. На дно его утащил подарок царя – тяжелый защитный панцирь. По другой легенде, Ермака убили в бою и даже позже похоронили на кладбище в нынешней деревне Баишево. Подлинность захоронения, однако, пока не остановлена.
В любом случае, смерть Ермака уже ничего не меняла. Сибирь была покорена.
Память же о Ермаке осталась в песнях и сказаниях, названиях улиц и площадей, спортивных команд и пароходов.
Ну что ж атаман этого заслужил.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема