Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский), разбирая свежую корреспонденцию, с большой радостью обнаружил одно письмо. К нему обращался священник Дмитрий Суслов — благочинный церквей Туруханского края, как называли самую северную часть Енисейской губернии. «Прошлогоднее посещение Вашим Преосвященством Туруханскаго края, — писал Суслов, — и проповедывание здесь слова Божия среди жителей приносят достойные плоды». Далее священник рассказал, что к Церкви пожелал присоединиться один старообрядец, а также несколько самоедов, как тогда называли ненцев, энцев, селькупов и другие коренные народы крайнего Севера. Интересно, что когда в поселении Хатанга отец Дмитрий Суслов проповедовал Христа нескольким самоедам, то их староста показал ему фотографию епископа Исаакия и сказал:
— Мы уже слышали слово о христианском Боге от вот этого архиерея и хотим креститься.
Епископ Исаакий помнил то путешествие. Зимой тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого — восемьдесят пятого года он из Красноярска, ездил на самый север огромной епархии, посетив Туруханск и Дудинку. Путешествие проходило в сорокаградусный холод на нартах, запряжённых оленями, в сопровождении диакона и келейника. Приезд архиерея был событием необычным для тех мест, и на божественную литургию в Дудинке собралось много народа, в том числе из отдалённых кочевий. Приехали даже язычники, некоторых из них владыка Исаакий потом крестил.
Владыка Исаакий был ревнителем народного просвещения. Объезжая дважды в год епархию, он видел, сколь пагубна повсеместная необразованность как для церковной, так и мирской жизни.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году его стараниями стали издаваться «Енисейские епархиальные ведомости» — издание, в котором отражались основные события церковной и общественной жизни, публиковалось духовно-просветительские материалы. В том же году в епархии был принят указ об открытии церковно-приходских школ. На тот момент, учитывая скудость ресурсов и недостаток помещений, духовенству и служившим на приходах мирянам приходилось обучать детей в своих домах и в церковных сторожках. Уже в следующем году в епархии действовало двадцать церковно-приходских школ. Позднее в Красноярске открылось церковное женское училище. Не забывал архиерей и о нуждах коренных народов Севера: для их представителей в епархиальном духовном училище были введены стипендии.
Епископ Исаакий особое внимание уделял прямому общению с паствой. Он благословил духовенству проводить внебогослужебные беседы с верующими и проверял, как это исполняется. Сам владыка был очень открыт и доступен, любил общаться с людьми, независимо от их возраста и социального положения. Так, после богослужения порой он собирал вокруг себя детей и беседовал с ними о вере, о почитании родителей и важности получения образования.
Труды преосвященного Исаакия были отмечены на самом высоком уровне: в марте тысяча восемьсот восемьдесят пятого года он был удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира второй степени. Как говорилось в императорском указе, «в изъявление монаршего благоволения к ревностному пастырскому служению и особым трудам по утверждению святой веры Христовой среди» коренных народов.
Весной тысяча восемьсот восемьдесят шестого года, после почти пятилетнего управления епархией, епископ Исаакий был перемещён на Томскую кафедру. За свою жизнь ему довелось служить на Северном Кавказе, быть епархиальным архиереем в Красноярске и Томске, в Кишинёве и Астрахани.
А окончил свои дни владыка Исаакий (Положенский) после тяжёлой болезни в возрасте шесятидесяти шести лет в Новгородском Тихвинском монастыре. Перед кончиной он оставил такое завещание: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо».
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема