Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский), разбирая свежую корреспонденцию, с большой радостью обнаружил одно письмо. К нему обращался священник Дмитрий Суслов — благочинный церквей Туруханского края, как называли самую северную часть Енисейской губернии. «Прошлогоднее посещение Вашим Преосвященством Туруханскаго края, — писал Суслов, — и проповедывание здесь слова Божия среди жителей приносят достойные плоды». Далее священник рассказал, что к Церкви пожелал присоединиться один старообрядец, а также несколько самоедов, как тогда называли ненцев, энцев, селькупов и другие коренные народы крайнего Севера. Интересно, что когда в поселении Хатанга отец Дмитрий Суслов проповедовал Христа нескольким самоедам, то их староста показал ему фотографию епископа Исаакия и сказал:
— Мы уже слышали слово о христианском Боге от вот этого архиерея и хотим креститься.
Епископ Исаакий помнил то путешествие. Зимой тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого — восемьдесят пятого года он из Красноярска, ездил на самый север огромной епархии, посетив Туруханск и Дудинку. Путешествие проходило в сорокаградусный холод на нартах, запряжённых оленями, в сопровождении диакона и келейника. Приезд архиерея был событием необычным для тех мест, и на божественную литургию в Дудинке собралось много народа, в том числе из отдалённых кочевий. Приехали даже язычники, некоторых из них владыка Исаакий потом крестил.
Владыка Исаакий был ревнителем народного просвещения. Объезжая дважды в год епархию, он видел, сколь пагубна повсеместная необразованность как для церковной, так и мирской жизни.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году его стараниями стали издаваться «Енисейские епархиальные ведомости» — издание, в котором отражались основные события церковной и общественной жизни, публиковалось духовно-просветительские материалы. В том же году в епархии был принят указ об открытии церковно-приходских школ. На тот момент, учитывая скудость ресурсов и недостаток помещений, духовенству и служившим на приходах мирянам приходилось обучать детей в своих домах и в церковных сторожках. Уже в следующем году в епархии действовало двадцать церковно-приходских школ. Позднее в Красноярске открылось церковное женское училище. Не забывал архиерей и о нуждах коренных народов Севера: для их представителей в епархиальном духовном училище были введены стипендии.
Епископ Исаакий особое внимание уделял прямому общению с паствой. Он благословил духовенству проводить внебогослужебные беседы с верующими и проверял, как это исполняется. Сам владыка был очень открыт и доступен, любил общаться с людьми, независимо от их возраста и социального положения. Так, после богослужения порой он собирал вокруг себя детей и беседовал с ними о вере, о почитании родителей и важности получения образования.
Труды преосвященного Исаакия были отмечены на самом высоком уровне: в марте тысяча восемьсот восемьдесят пятого года он был удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира второй степени. Как говорилось в императорском указе, «в изъявление монаршего благоволения к ревностному пастырскому служению и особым трудам по утверждению святой веры Христовой среди» коренных народов.
Весной тысяча восемьсот восемьдесят шестого года, после почти пятилетнего управления епархией, епископ Исаакий был перемещён на Томскую кафедру. За свою жизнь ему довелось служить на Северном Кавказе, быть епархиальным архиереем в Красноярске и Томске, в Кишинёве и Астрахани.
А окончил свои дни владыка Исаакий (Положенский) после тяжёлой болезни в возрасте шесятидесяти шести лет в Новгородском Тихвинском монастыре. Перед кончиной он оставил такое завещание: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо».
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси
Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема







