Епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский), разбирая свежую корреспонденцию, с большой радостью обнаружил одно письмо. К нему обращался священник Дмитрий Суслов — благочинный церквей Туруханского края, как называли самую северную часть Енисейской губернии. «Прошлогоднее посещение Вашим Преосвященством Туруханскаго края, — писал Суслов, — и проповедывание здесь слова Божия среди жителей приносят достойные плоды». Далее священник рассказал, что к Церкви пожелал присоединиться один старообрядец, а также несколько самоедов, как тогда называли ненцев, энцев, селькупов и другие коренные народы крайнего Севера. Интересно, что когда в поселении Хатанга отец Дмитрий Суслов проповедовал Христа нескольким самоедам, то их староста показал ему фотографию епископа Исаакия и сказал:
— Мы уже слышали слово о христианском Боге от вот этого архиерея и хотим креститься.
Епископ Исаакий помнил то путешествие. Зимой тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого — восемьдесят пятого года он из Красноярска, ездил на самый север огромной епархии, посетив Туруханск и Дудинку. Путешествие проходило в сорокаградусный холод на нартах, запряжённых оленями, в сопровождении диакона и келейника. Приезд архиерея был событием необычным для тех мест, и на божественную литургию в Дудинке собралось много народа, в том числе из отдалённых кочевий. Приехали даже язычники, некоторых из них владыка Исаакий потом крестил.
Владыка Исаакий был ревнителем народного просвещения. Объезжая дважды в год епархию, он видел, сколь пагубна повсеместная необразованность как для церковной, так и мирской жизни.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году его стараниями стали издаваться «Енисейские епархиальные ведомости» — издание, в котором отражались основные события церковной и общественной жизни, публиковалось духовно-просветительские материалы. В том же году в епархии был принят указ об открытии церковно-приходских школ. На тот момент, учитывая скудость ресурсов и недостаток помещений, духовенству и служившим на приходах мирянам приходилось обучать детей в своих домах и в церковных сторожках. Уже в следующем году в епархии действовало двадцать церковно-приходских школ. Позднее в Красноярске открылось церковное женское училище. Не забывал архиерей и о нуждах коренных народов Севера: для их представителей в епархиальном духовном училище были введены стипендии.
Епископ Исаакий особое внимание уделял прямому общению с паствой. Он благословил духовенству проводить внебогослужебные беседы с верующими и проверял, как это исполняется. Сам владыка был очень открыт и доступен, любил общаться с людьми, независимо от их возраста и социального положения. Так, после богослужения порой он собирал вокруг себя детей и беседовал с ними о вере, о почитании родителей и важности получения образования.
Труды преосвященного Исаакия были отмечены на самом высоком уровне: в марте тысяча восемьсот восемьдесят пятого года он был удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира второй степени. Как говорилось в императорском указе, «в изъявление монаршего благоволения к ревностному пастырскому служению и особым трудам по утверждению святой веры Христовой среди» коренных народов.
Весной тысяча восемьсот восемьдесят шестого года, после почти пятилетнего управления епархией, епископ Исаакий был перемещён на Томскую кафедру. За свою жизнь ему довелось служить на Северном Кавказе, быть епархиальным архиереем в Красноярске и Томске, в Кишинёве и Астрахани.
А окончил свои дни владыка Исаакий (Положенский) после тяжёлой болезни в возрасте шесятидесяти шести лет в Новгородском Тихвинском монастыре. Перед кончиной он оставил такое завещание: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.