В любимой мною науке о Москве — москвоведении, меня всегда интересовало участие самого исследователя, какая-нибудь собственная история.
...Воображаемое путешествие во времени — по улицам моего родного города — с помощью увлекательной и весьма учёной книги Елены Сморгуновой «Москва москвичей» подарило такую историю в главе «Путешествие длиною в жизнь».
Речь идет о великой княгине, основательнице Марфо-Мариинскую обители и новомученице — Елизавете Федоровне, чьи мощи покоятся в иерусалимском храме Марии Магдалины. Когда-то, в дни паломничества, потрясенная красотой тех мест, великая княгиня высказала пожелание быть похороненной на Святой земле.
«Так и случилось, — пишет Елена Сморгунова. — Но не сразу и не просто».
«Для меня самой эта чудо-история началась совершенно неожиданно.
На Масличной горе, в монастыре на самом верху горы, есть небольшое кладбище... На кладбище стоит беломраморная византийская часовня, и недалеко от часовни на одной из могил вдруг открылась надгробная плита с русскими буквами. Надпись гласит:
„РУССКIЙ СВЯЩЕННО ИГУМЕН СЕРАФИМ НАЧАЛЬНИК СВЯТО СЕРАФИМОВСКОГО СКИТА ПЕРМСКОЙ ЕПАРХIИ. ОН ПРИВЕЗ ГРОБ С ТЕЛОМ МУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ В IРУСАЛИМЪ...“
Вот — удивительно и неожиданно — пермский игумен в Иерусалиме! Он умер там и похоронен в 1959 году».
О игумене Серафиме историк Елена Моргунова узнала удивительные вещи.
В годы гражданской войны он совершил подвиг, долго пробираясь в Иерусалим со святыми останками будущей новомученицы из города Алапаевска через китайский Харбин.
И вдруг автор книги "Москва москвиче"й делится с читателем одной своей находкой. Читает Елена Топникова.
«В нашей московской библиотеке сохранилась небольшая книжица, автор которой — иеромонах Серафим, а заглавие «Скитский насельник». Она была издана в уральском городе Кунгуре в 1907 году «Благословением Свято-Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской епархии».
И в надгробной надписи в Иерусалиме говорится о игумене Серафиме, начальнике Свято-Серафимовского скита Пермской епархии....
Вступление к книге начинается словами «Тайну цареву добро хранити»...
Может, Сморгунова вспомнила о книжице из домашней библиотеки после того, как узнала, что игумен Серафим, — чью могилу она нашла в Иерусалиме, — жил на Урале и писал духовные рассказы?..
Автор также выяснила, что Елизавета Федоровна знала отца Серафима ещё по Москве, что она виделась с ним и в Белогорском монастыре, когда ездила на богомолье. И что в революционные дни 1917 года именно он, игумен Серафим, безуспешно пытался уговорить её укрыться в старообрядческих скитах города Алапаевска. Того самого города, где она впоследствии встретила свою мученическую кончину!
...А в 1920-м году, чудом добравшись до Иерусалима, отец Серафим решил навсегда остаться рядом с той, что желала быть упокоенной на Масличной горе. Без малого сорок лет прожил этот невероятный человек в хибарке на склоне горы рядом с дорогой ему могилой.
Если б вы знали, друзья, как я огорчился, что не читал книги Елены Сморгуновой до своей первой поездки на Святую землю! ...И — сердечно порадовался за автора «Москвы москвичей», за эту её удивительную историю.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.