Члены царской семьи Романовых - великие князья и княгини, мечтая о благополучии своих детей, хотели видеть их принцами и принцессами лучших королевских домов Европы. Елене Владимировне Романовой тоже готовили блестящее семейное будущее. Но жизнь распорядилась иначе.
Елена – внучка императора Александра Второго, росла счастливым ребёнком. Её очень любили родители и старшие братья. Дворцы в Царском Селе, Гатчине и Петербурге, катания на лодках и велосипедах, волшебные праздники Рождества, поездки за границу – такими были детство и юность Елены.
Великая княжна выросла привлекательной девушкой, пора было выдавать её замуж. Мать Елены – Мария Павловна строила большие планы и сама выбирала жениха для дочери. Но все претенденты, по мнению Марии Павловны, были недостаточно родовиты. А ей непременно хотелось видеть дочь на престоле. Вот греческая корона вполне могла бы украсить Елену. Увы, наследник этой короны уже был женат. Но Елена подружилась с его младшим братом Николаем.
В 1900 году он попросил руки Елены. Принцу объяснили, что это невозможно, так как он не является наследником престола. Николай с Еленой были огорчены до предела. Прошло два года. За это время симпатия переросла в большую любовь. И Марии Павловне, скрепя сердце, пришлось дать согласие на брак дочери. После свадьбы новоиспечённые супруги уехали на родину Николая в Афины. Елена, ставшая принцессой Греческой, покинула родной дом без сожалений: жизнь обещала ей только счастье.
Через год в семье появилась дочь Ольга. Потом родилась Елизавета, а затем Марина. Родители дали им прекрасное образование: дочки знали иностранные языки, занимались спортом, хорошо рисовали, чем радовали своего отца, который сам был спортсменом и художником. Воспитанием детей занималась в основном Елена Владимировна. Став матерью она редко уезжала из дома. Принц Николай отлучался из Афин гораздо чаще, так как его семья была в родстве со многими царствующими домами Европы.
Наступил роковой для России 1917-й год. Эхо революции отозвалось и в Греции: в стране произошёл государственный переворот. Принц Николай с семьёй эмигрировал сначала в Швейцарию, а потом во Францию. Для супругов наступили времена испытаний, трудностей и лишений. Они выдержали их с честью, подобающей принцу и принцессе.
Чтобы прокормить семью Николай преподавал живопись и писал на продажу картины. Елена в те годы занималась благотворительностью: помогала устраиваться на новом месте эмигрантам из России. Денег не хватало, а ведь уже подросли красавицы-дочери, нужно было устраивать их будущее. Елена стала продавать свои фамильные драгоценности: коллекцию драгоценных камней и великолепную алмазную диадему.
Выдав замуж всех дочерей, Елена Владимировна и Николай Георгиевич ещё долго жили во Франции. В Грецию они вернулись только в 1936 году. А спустя два года Николай Георгиевич умер. Елена Владимировна пережила мужа на 19 лет. Ей предстояло увидеть ужасы Второй мировой войны. После наступления мира, вернувшись из эвакуации, Елена Владимировна основала в Афинах «Русский дом». Так она назвала дом для престарелых эмигрантов. Деньги на его строительство принцесса выхлопотала в ООН. Она помогала и строительству церкви во имя преподобного Серафима Саровского. Но до освящения храма не дожила. Елена Романова умерла в 1957 году и была похоронена рядом с супругом, с которым прожила 35 трудных, но счастливых лет, ни на шаг не отступив от клятвы быть вместе в горе и радости, в болезни и здравии.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема