«Без любви не случается ни песен, ни детей», - любил говорить Эдуард Хиль. В его жизни всё было именно так. Со своей единственной любовью Зоей Правдиной Эдуард Анатольевич прожил больше пятидесяти лет. В этой любви родился и прекрасный сын, и пелись прекрасные песни.
Эдуард и Зоя познакомились на сцене. Он - студент ленинградской консерватории - пел в опере «Чёрное домино», а балерина Зоя танцевала в этом спектакле. Одной из её задач было, держа Эдуарда за ухо, закружить его. Хиль говорил потом: «Вот взяла, закрутила и всю жизнь не отпускает».
Они поженились в 1958-ом году. Поселились в Ленинграде, в коммунальной квартире у родителей Зои. Жили тесно, бедно и весело. Взяли рояль на прокат, сами смастерили себе кровать, приделав к матрасу ножки. Хорошо, что Хиль, который вырос в детском доме, многое умел делать своими руками.
Когда к Эдуарду пришёл громкий успех на эстраде и начались гастроли, супруга приняла решение оставить сцену. Для того, чтобы не расставаться с мужем, ездить с ним по городам и весям и создавать обстановку, в которой талант Хиля раскрылся бы полностью. К тому же Зоя помогала супругу как балетмейстер и вела себя более, чем профессионально: личное оставляла дома - на гастролях существовали только рабочие отношения.
Зоя Александровна никогда не жалела о том, что отказалась от профессии ради мужа, а потом и ради сына. Семья жила прекрасно, ни в чём не нуждаясь, до распада Советского Союза. Но в 90-ые пришлось туго. Концертов не было. Денег тоже. И Эдуард Анатольевич уехал на несколько лет работать за границу. Его пригласили в Париж петь народные песни в русском ресторане. Это было трудное время для супругов. Расставание далось им тяжело, ведь они привыкли всегда быть вместе. Да и парижская жить не напоминала курорт. Хиль выступал по ночам, экономил на всём. И никогда не жаловался. А просто работал ради самого дорогого, что у него было – ради семьи.
Супруги вообще не любили говорить о трудностях. «Жизнь – полосатая. То едешь на ярмарку, то с ярмарки», - говорил оптимист Эдуард Анатольевич. И был абсолютно прав. В 2010-ом году на него обрушилась новая волна популярности, его старую песню «Вокализ» запел без преувеличения весь свет. В Интернет попала видеозапись 1976-ого года, на которой Эдуард Анатольевич исполнял эту композицию, в основном состоящую из звуков «о-ло-ло-ло-ло». Восторженные пользователи назвали Хиля «мистером Трололо», за океаном появились его фан-клубы. Эдуарда Анатольевича стали приглашать на гастроли, звали даже во всемирный тур, но он никуда не поехал. Хили не хотели надолго покидать любимый Петербург, где можно выйти из дома в самом центре города и скоро оказаться на Васильевском острове – в церкви Смоленской иконы Божией Матери, прихожанином которой Хиль был. А после службы прогуляться по набережной Невы и вечером вдвоём с женой пойти в театр.
Когда Эдуарда Анатольевича не стало, Зоя Александровна долго ни с кем не говорила о муже. Потому что никак не могла привыкнуть к мысли о том, что его нет рядом. Ведь супруги за 53 года совместной жизни стали единым целым. У их любви был длинный счастливый век. Именно о таком Эдуард Хиль пел в далёких 60-ых:
Я не верю, что бывает
у любви короткий век.
Даже время отступает,
если счастлив человек.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.