«Без любви не случается ни песен, ни детей», - любил говорить Эдуард Хиль. В его жизни всё было именно так. Со своей единственной любовью Зоей Правдиной Эдуард Анатольевич прожил больше пятидесяти лет. В этой любви родился и прекрасный сын, и пелись прекрасные песни.
Эдуард и Зоя познакомились на сцене. Он - студент ленинградской консерватории - пел в опере «Чёрное домино», а балерина Зоя танцевала в этом спектакле. Одной из её задач было, держа Эдуарда за ухо, закружить его. Хиль говорил потом: «Вот взяла, закрутила и всю жизнь не отпускает».
Они поженились в 1958-ом году. Поселились в Ленинграде, в коммунальной квартире у родителей Зои. Жили тесно, бедно и весело. Взяли рояль на прокат, сами смастерили себе кровать, приделав к матрасу ножки. Хорошо, что Хиль, который вырос в детском доме, многое умел делать своими руками.
Когда к Эдуарду пришёл громкий успех на эстраде и начались гастроли, супруга приняла решение оставить сцену. Для того, чтобы не расставаться с мужем, ездить с ним по городам и весям и создавать обстановку, в которой талант Хиля раскрылся бы полностью. К тому же Зоя помогала супругу как балетмейстер и вела себя более, чем профессионально: личное оставляла дома - на гастролях существовали только рабочие отношения.
Зоя Александровна никогда не жалела о том, что отказалась от профессии ради мужа, а потом и ради сына. Семья жила прекрасно, ни в чём не нуждаясь, до распада Советского Союза. Но в 90-ые пришлось туго. Концертов не было. Денег тоже. И Эдуард Анатольевич уехал на несколько лет работать за границу. Его пригласили в Париж петь народные песни в русском ресторане. Это было трудное время для супругов. Расставание далось им тяжело, ведь они привыкли всегда быть вместе. Да и парижская жить не напоминала курорт. Хиль выступал по ночам, экономил на всём. И никогда не жаловался. А просто работал ради самого дорогого, что у него было – ради семьи.
Супруги вообще не любили говорить о трудностях. «Жизнь – полосатая. То едешь на ярмарку, то с ярмарки», - говорил оптимист Эдуард Анатольевич. И был абсолютно прав. В 2010-ом году на него обрушилась новая волна популярности, его старую песню «Вокализ» запел без преувеличения весь свет. В Интернет попала видеозапись 1976-ого года, на которой Эдуард Анатольевич исполнял эту композицию, в основном состоящую из звуков «о-ло-ло-ло-ло». Восторженные пользователи назвали Хиля «мистером Трололо», за океаном появились его фан-клубы. Эдуарда Анатольевича стали приглашать на гастроли, звали даже во всемирный тур, но он никуда не поехал. Хили не хотели надолго покидать любимый Петербург, где можно выйти из дома в самом центре города и скоро оказаться на Васильевском острове – в церкви Смоленской иконы Божией Матери, прихожанином которой Хиль был. А после службы прогуляться по набережной Невы и вечером вдвоём с женой пойти в театр.
Когда Эдуарда Анатольевича не стало, Зоя Александровна долго ни с кем не говорила о муже. Потому что никак не могла привыкнуть к мысли о том, что его нет рядом. Ведь супруги за 53 года совместной жизни стали единым целым. У их любви был длинный счастливый век. Именно о таком Эдуард Хиль пел в далёких 60-ых:
Я не верю, что бывает
у любви короткий век.
Даже время отступает,
если счастлив человек.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер