
Фото: Varshesh Joshi/Unsplash
Самой известной книгой о детях-беспризорниках, большинство из читателей, наверное, назовёт роман Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Между тем в английской литературе есть ещё одно произведение, которое по силе и глубине, вероятно, могло бы поспорить с диккенсовским. Это — повесть Джеймса Гринвуда «Маленький оборвыш». История о семилетнем мальчугане, сбежавшем из дома от коварной мачехи и пьяницы-отца, впервые увидела свет в Лондоне, в 1866-м году. А ещё через два года её перепечатал петербургский журнал «Отечественные записки».
Повесть имела в России большой успех и с тех пор переиздавалась не менее сорока раз. Любопытно, что свои впечатления о ней оставил на страницах книги «В людях» Максим Горький. Классик признался, что первые же строчки истории маленького оборвыша вызвали в его душе восторг, а некоторые страницы он перечитывал по два и даже три раза. Современный читатель тоже может оценить произведение по достоинству — сегодня его легко можно найти практически в любом книжном магазине.
Увлекательный рассказ ведётся от лица маленького мальчика по имени Джимми Бализет, и начинается с описания лондонских трущоб, где родился паренёк. Заодно с героем мы переживаем смерть его матери, появление мачехи — миссис Бёрк, злой и хитрой женщины, всеми силами пытавшейся выжить Джимми из дому. И не успеваем оглянуться, как оказываемся вместе с мальчиком на улице, где ему приходится ночевать в пустой телеге и каждый день думать о том, как раздобыть кусок хлеба.
Ещё до публикации «Маленького оборвыша» Джеймс Гринвуд, который был не только писателем, но и известным журналистом, всеми силами заострял тему детского бродяжничества. В своих статьях он призывал общество заботиться об этих детях, проявлять к ним милосердие и сострадание. Автор ярко обрисовывает всю драматичность ситуации, в которой семилетний паренёк должен был либо красть, либо умирать с голоду. Отнюдь не оправдывая героя, автор Джеймс Гринвуд показывает, как часто общество само толкает беспризорников на преступления, отворачиваясь от них и не желая им помочь. И в этом, пожалуй, он продолжил традиции великого Диккенса. Кстати, и в стилистике повести «Маленький оборвыш» слышатся диккенсовские нотки. При этом её литературный язык вполне самобытен, ярок и лёгок.
Не раскрывая многочисленных подробностей, неожиданных поворотов и интриги произведения, хочется лишь сказать, что читателя ждёт светлый финал. А один из самых удивительных и сильных моментов книги — когда спустя годы главный герой говорит, что если бы мог разыскать всех людей, которых обокрал, то охотно вознаградил бы их. Но поскольку это невозможно, он обещает взамен, по мере сил, оказывать помощь всем маленьким оборвышам, которые встретятся ему в жизни. И, закрывая книгу, хочется присоединиться к этому обещанию.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема