
Служба завершилась. Все направились к выходу из храма. Вдруг сквозь толпу выходящих людей, прямиком ко стала протискиваться женщина лет 50-ти.
— Простите, а не могли бы Вы мне помочь? — попросила она.
— Постараюсь, а чем? — автоматически ответила я.
— Не могли бы Вы одолжить 2 рубля? Мне не хватает всего 2 рубля, помогите, пожалуйста, мне очень нужно!
Я немного опешила. На нищенку не похожа. Почему просит всего 2 рубля? Не 100, не 200? Ведь это такая мелочь... Я начала рыскать по карманам в поисках кошелька и поняла, что он остался дома. И мелочи у меня с собой как раз не оказалось. Было только 100 рублей одной купюрой на такси до дома. Городок у нас маленький. Мне как раз хватало на дорогу.
Неловко пожав плечами я извинилась, и сказала, что, к сожалению, нет мелочи и не смогу ей помочь. Женщина попросила прощение за беспокойство и быстро ушла.
Я вышла из храма, дошла до дороги. Но не взяла такси. Меня начала мучить совесть. Бог направил ко мне человека, а я отказа ему в помощи. В тот момент я больше беспокоилась о своём комфорте, а не о представившейся возможности помочь человеку. А быть может ей не хватило в магазине 2 рубля, чтобы купить домой буханку хлеба и накормить большую семью? А может быть она потеряла кошелек или так же, как я оставила его дома, и сейчас уходит последний автобус и не хватит на билет... Всего 2 рубля!
В ужасе от тех картинок, что рисовались в голове, я почти побежала назад к храму, чтобы отдать этой женщине все деньги, которые у меня были. Такси? Да ладно, пешком дойду. Раз уж женщина обратилась за помощью, значит она ей действительно нужна! Не понимаю, почем именно ко мне. Но было как было. Человек подошел и попросил меня помочь! Я так надеялась, что она ещё где-то там, стоит и ждёт, когда ей кто-нибудь поможет. Но женщины уже не было...
В памяти всплыла притча о бедной вдове. Она отдала всё что у неё было. А было всего 2 лепты. А я?
А я в тот день не сдала экзамен на милосердие. Скажете, что это не такой уж и значительный эпизод? Возможно, Думаю, и 2 рубля та женщина нашла. И кто-то ей наверняка помог. Но это была не я.
Для моей души та ситуация стала уроком. Укол совести был болезненным. Мне показалось, что Сам Христос был моим учителем через эту женщину. Показал степень моего жестокосердия. Ведь он просто и прямо сказал: «Всё что делаете другим — делаете для меня!» Господи, прости меня...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема