В программе «Светлый вечер» обсуждалась проблема утраты духовных смыслов в современном мире. Гостем выпуска стал иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Беседа затронула важность христианских заповедей как ориентиров, помогающих человеку найти внутреннюю опору. Отец Геннадий отметил, что вера — это не реконструкция прошлого, а живая реальность, которая должна быть актуальной для каждого здесь и сейчас.
«Христианство — это не факультатив, а основа жизни, которая наполняет её смыслом и качеством», — подчёркивает он. Важным аспектом духовной жизни гость назвал личные отношения с Богом: «Без этих отношений христианская жизнь превращается в рутину, которая неизбежно теряет смысл».
Беседа раскрыла пути возвращения к истинным ценностям, делая акцент на необходимости осознанного подхода к Евангелию. Был поднят и важный вопрос духовного воспитания молодёжи. Отец Геннадий говорил о необходимости не просто транслировать евангельские истины, но делать это с деликатностью и пониманием: «Если мы хотим, чтобы люди увидели живую силу Евангелия, мы должны говорить с любовью, бережно очищая смысл от накопившихся предрассудков».
В завершение программы прозвучал призыв к каждому слушателю задуматься о том, как христианство может наполнить его жизнь смыслом и качеством, помочь преодолеть трудности и открыть путь к истинной радости. Выпуск вдохновил на размышления о том, как вера, любовь и осознанность могут стать опорой в повседневной жизни.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Схема прощения. Алёна Боголюбова
Как же трудно простить! Нет, не убедить себя, что я простила обидчика. А именно — простить.
Произошёл у меня в жизни конфликт с одним из моих знакомых. Ситуация долго не давала мне покоя.
Душа болела и кипела. Я, конечно, понимала, что обида — тяжкий грех, но ничего с собой поделать не могла. Пошла за советом в храм. Священник сказал неожиданное: «Мы не можем не обидеться сразу. Если нам наносят рану, боль будет. Вопрос в том, что мы станем делать дальше? Нянчиться с этой болью или стараться преодолеть?»
Да, люди не идеальны и могут ошибаться. Могут нанести обиду сами того не желая. Осознав это мне стало как-то легче. Осталось лишь простить. Но тут таился следующий «подводный камень».
Где этот выключатель, нажав на который, мы перестанем ощущать обиду? Мне показалось, что я его нашла, но при встрече, снова вспомнила ту конфликтную ситуацию и вновь ощутила и обиду, и досаду. И снова захотелось осуждать своих обидчиков.
Получается, что решение простить — это только полдела. А как вторую половину реализовать?
Через месяц в одной проповеди я услышала еще один неожиданный ответ на свой вопрос. В тот день читалось Евангелие о неверном домоуправителе. И вот какой акцент сделал батюшка. Он предположил, что управитель тот прощал долги не сам, а властью своего Господина. Так и мы. По настоящему можем прощать только милостью Божьей, Его силой. Принять и смириться с несправедливостью в свой адрес человеку чрезвычайно трудно. Но все возможно, когда с нами действует Господь!
В итоге я определила для себя, скажем так: схему «работы с обидами»:
Первое — это признать, что обида способна причинить боль.
Второе — необходимо осознать, что обида — грех.
Третье — найти в себе силы, что бы простить.
И четвёртое, на мой взгляд, пожалуй, самое главное — это просить помощи у Господа. И тогда все раны будут не такими болезненными, все отношения выровняются, силы у души будут не только прощать, но и благословлять ненавидящих или обижающих нас. А еще — видеть, что мы тоже способны обижать и ранить людей. И важно самим иметь силу просить прощения!
Господь щедр к нам. Важно лишь, не ропща, быть с Ним и с благодарностью принимать Его дары!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение