Некоторые церковнославянские слова и выражения постарались остаться в современном русском языке, но ценой получения дополнительной эмоциональной окраски. Хороший пример здесь – слово «доколе». Произнося его, так и слышишь внутри себя хорошо поставленный театральный голос, восклицающий: «Доколе!? Доколе!?»
Здравствуйте! В эфире программа «Ларец слов» и ее ведущий священник Антоний Борисов. Сегодня в нашем ларце церковнославянских слов и выражений оказалось слово «доколе».
Церковнославянское слово «доколе» в оригинальных текстах лишено какой-либо театральной наигранности. Наши предки произносили его значительно более спокойно, хотя и не без эмоциональности. В переводе на современный русский язык «доколе» означает «до каких пор», «надолго ли». В 12-ом псалме пророк Давид спрашивает: «Доколе, Господи, забудеши мя?» («До каких пор, Господи, забудешь обо мне?) Давид написал 12-й псалом, находясь в сложной жизненной ситуации, ощущая богооставленность. Поэтому и молится он Богу, спрашивая, не забыл ли Господь о нем? Родственным по отношению к «доколе» является тоже славянское «коли» или «коль», которое переводится как «если». Что «доколе», что «коль» предполагает вопрос, оценку ситуации. Поэтому они легли в основу таких привычных нам слов, как: сколько, насколько, - которые позволяют нам оценить ситуацию, понять условия, в которых мы находимся. В болгарском языке «коли», означает «когда» и по праву является наследницей церковнославянского слова «доколе».
Итак, запомним, что церковнославянское слово «доколе» переводится на русский язык «до каких пор», «надолго ли».
27 апреля. О значении слов Спасителя к апостолам из Евангелия от Иоанна

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
О значении этих слов Спасителя — игумен Назарий (Рыпин).
Апостолы еще не были просвещены Духом Святым, в том смысле, как это мы знаем после Дня Святой Пятидесятницы. И это скорее предзнаменование того самого дня, когда они действительно примут Духа Святого. И Господь их готовит еще только к этому. И далее Он говорит, что «Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». То есть Он их готовит к выходу на проповедь, к тому делу, к которому они призваны. И здесь как раз именно идет беседа, которая предваряет еще само то событие новозаветное, которое явится Днем рождения нашей Церкви.
27 апреля. О подвиге святого Ардалиона

Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Ардалиона, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О подвиге святого — игумен Лука (Степанов).
Ардалион прежде своего мученичества был известен как очень талантливый мимический актер. То есть его пантомимы собирали множество зрителей и восхищали и самого императора. А император тогда был Максимиан Галерий, один из лютых гонителей христиан. И представления, которые давались тогда, были направлены очень часто на высмеивание христиан и поругание имени Христова. В одном из таких представлений и принимал участие этот актер, в цирке представляя христианина, которого предавали мучениям за его веру и надлежало ему по ходу роли отрекаться от Христа и таким образом вернуть себе радость жизни. Но изобразив мучения, понарошку актер объявил, что он христианин и отрекаться от веры не будет. Сначала пытались зрители и присутствующие правители превратить это в шутку или представить это продолжением спектакля, но Ардалион настаивал, что точно так, как он говорит, дело и обстоит. И его тогда уже повелели бросить на раскаленную сковороду, на которой и предал он свою святую душу Господу. Таким образом, самими страданиями и кровью пролитой за Христа, приняв крещение и сподобившись мученического венца.
27 апреля. О духовном смысле Антипасхи

Сегодня 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, именуемая Антипасхой.
О духовном смысле праздника — священник Алексей Дудин.
Сегодня Антипасха, особый день. День, когда Господь принимает к себе всех опоздавших. Как часто в нашей жизни бывает, мы стремимся успеть на что-то важное, но часто опаздываем, не успеваем по той или иной причине. А событие может быть настолько важное, что пропустить его для нас означало бы полностью потерять весь смысл нашей жизни. Так и Антипасха. Мы знаем, что апостол Фома не был в тот момент, когда явился воскресший Христос. И знаем причину, по которой это произошло, ведь он отказался верить в слова жен-мироносиц, видевших воскресшего Господа. Понятно, почему это произошло. Апостол боялся еще раз потерять Христа, еще раз пережить эту ужасную трагедию. Именно поэтому Христос как бы ждет его и дает возможность ему в этот день, который иногда еще называется Октавой Пасхи, совершить эту долгожданную встречу и обрести своего Спасителя.