
Когда я была еще маленькой, маме по наследству достался старый дом в пригороде. У моей семьи не было тогда дачи с участком, поэтому мы часто проводили время в этом доме.
Меня удивляло, как маме дороги все старые, потертые вещи в этом доме, как она хранит каждый предмет с особенной заботой и осторожностью. Я часто спрашивала, зачем ей, например, старые бусы, которые уже совершенно потеряли и цвет, и блеск, да и в целом зачем целая шкатулка таких украшений, ведь она их не носит.
Мама улыбалась с удовольствием рассказывала о своей семье, о бабушке, которая носила эти украшения. Мне стало интересно разглядывать каждый элемент на ювелирных изделиях, я представляла, как долго и кропотливо ювелир их создавал. А потом — бабушку, которая надевала эти серьги, кольца, браслеты. Я представляла статную женщину в пышном платье и шляпе. Чуть позже мама показала мне старинные фотографии. Удивительно — бабушка была одела именно так, как я её себе представляла.
Мама объясняла, что это все — память, наше наследие, возможность прикоснуться к тому, и к тем, кого уже нет рядом. Тогда я не понимала этих слов. Я много позже осознала, что мама ценила не предметы, не их красоту, не их денежную стоимость. Вещи были лишь напоминанием о том, что так дорого сердцу! Маме был важен дом не как здание, а как место, где жила любовь, ее семья.
Прошло время, я выросла. Дом окончательно обветшал, а вокруг появились многоэтажные строения и дороги. Встал вопрос о продаже дома. Туда все равно никто уже не ездил. У нас уже появилась дача, где семья и проводила время на природе.
Мы с мамой поехали забрать из старого дома нужные вещи.
Переступили порог дома... Вдохнули этот запах старины. Увидели комод, старинный стол, картины. Я остро ощутила, как важен мне каждый уголок, сколько добрых воспоминаний хранит в себе это место. Навернулись слезы. Тогда я поняла маму, осознала, о чем она говорила. И почувствовала, что теперь это и для меня очень родное место, я не смогу с ним расстаться.
Нашла шкатулку и вспомнила себя маленькой девочкой, которая рассматривала украшения и фотографии. А вместе с тем и молодых родителей, бабушку, которой уже нет. Стало тепло от этих воспоминаний, они согревали душу.
Мы вышли из дома, и я сказала маме:
— Не надо продавать место, где живут добрые воспоминания, где становится уютно и хорошо на душе, давай восстановим дом и будем приезжать как раньше. Приезжая сюда, я вспоминаю родственников и молюсь за них.
— Я тоже от этом подумала — ответила мама.
Каждый из нас — продолжение родных, которые жили прежде. И мне кажется, дорожить памятью — это тоже почитание родителей, почитание бабушек, дедушек. Ведь мы — часть рода. Часть истории семьи, данной нам Господом. И это — богатство, которое мы передадим детям вместе с семейными традициями и верой в Бога. А ещё для меня память о человеке — это в первую очередь, молитва о нём. Это самое важное, что можно сделать для ушедших пока жив сам. И об этом нельзя забывать.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема