
Когда я была еще маленькой, маме по наследству достался старый дом в пригороде. У моей семьи не было тогда дачи с участком, поэтому мы часто проводили время в этом доме.
Меня удивляло, как маме дороги все старые, потертые вещи в этом доме, как она хранит каждый предмет с особенной заботой и осторожностью. Я часто спрашивала, зачем ей, например, старые бусы, которые уже совершенно потеряли и цвет, и блеск, да и в целом зачем целая шкатулка таких украшений, ведь она их не носит.
Мама улыбалась с удовольствием рассказывала о своей семье, о бабушке, которая носила эти украшения. Мне стало интересно разглядывать каждый элемент на ювелирных изделиях, я представляла, как долго и кропотливо ювелир их создавал. А потом — бабушку, которая надевала эти серьги, кольца, браслеты. Я представляла статную женщину в пышном платье и шляпе. Чуть позже мама показала мне старинные фотографии. Удивительно — бабушка была одела именно так, как я её себе представляла.
Мама объясняла, что это все — память, наше наследие, возможность прикоснуться к тому, и к тем, кого уже нет рядом. Тогда я не понимала этих слов. Я много позже осознала, что мама ценила не предметы, не их красоту, не их денежную стоимость. Вещи были лишь напоминанием о том, что так дорого сердцу! Маме был важен дом не как здание, а как место, где жила любовь, ее семья.
Прошло время, я выросла. Дом окончательно обветшал, а вокруг появились многоэтажные строения и дороги. Встал вопрос о продаже дома. Туда все равно никто уже не ездил. У нас уже появилась дача, где семья и проводила время на природе.
Мы с мамой поехали забрать из старого дома нужные вещи.
Переступили порог дома... Вдохнули этот запах старины. Увидели комод, старинный стол, картины. Я остро ощутила, как важен мне каждый уголок, сколько добрых воспоминаний хранит в себе это место. Навернулись слезы. Тогда я поняла маму, осознала, о чем она говорила. И почувствовала, что теперь это и для меня очень родное место, я не смогу с ним расстаться.
Нашла шкатулку и вспомнила себя маленькой девочкой, которая рассматривала украшения и фотографии. А вместе с тем и молодых родителей, бабушку, которой уже нет. Стало тепло от этих воспоминаний, они согревали душу.
Мы вышли из дома, и я сказала маме:
— Не надо продавать место, где живут добрые воспоминания, где становится уютно и хорошо на душе, давай восстановим дом и будем приезжать как раньше. Приезжая сюда, я вспоминаю родственников и молюсь за них.
— Я тоже от этом подумала — ответила мама.
Каждый из нас — продолжение родных, которые жили прежде. И мне кажется, дорожить памятью — это тоже почитание родителей, почитание бабушек, дедушек. Ведь мы — часть рода. Часть истории семьи, данной нам Господом. И это — богатство, которое мы передадим детям вместе с семейными традициями и верой в Бога. А ещё для меня память о человеке — это в первую очередь, молитва о нём. Это самое важное, что можно сделать для ушедших пока жив сам. И об этом нельзя забывать.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема