
Когда я была еще маленькой, маме по наследству достался старый дом в пригороде. У моей семьи не было тогда дачи с участком, поэтому мы часто проводили время в этом доме.
Меня удивляло, как маме дороги все старые, потертые вещи в этом доме, как она хранит каждый предмет с особенной заботой и осторожностью. Я часто спрашивала, зачем ей, например, старые бусы, которые уже совершенно потеряли и цвет, и блеск, да и в целом зачем целая шкатулка таких украшений, ведь она их не носит.
Мама улыбалась с удовольствием рассказывала о своей семье, о бабушке, которая носила эти украшения. Мне стало интересно разглядывать каждый элемент на ювелирных изделиях, я представляла, как долго и кропотливо ювелир их создавал. А потом — бабушку, которая надевала эти серьги, кольца, браслеты. Я представляла статную женщину в пышном платье и шляпе. Чуть позже мама показала мне старинные фотографии. Удивительно — бабушка была одела именно так, как я её себе представляла.
Мама объясняла, что это все — память, наше наследие, возможность прикоснуться к тому, и к тем, кого уже нет рядом. Тогда я не понимала этих слов. Я много позже осознала, что мама ценила не предметы, не их красоту, не их денежную стоимость. Вещи были лишь напоминанием о том, что так дорого сердцу! Маме был важен дом не как здание, а как место, где жила любовь, ее семья.
Прошло время, я выросла. Дом окончательно обветшал, а вокруг появились многоэтажные строения и дороги. Встал вопрос о продаже дома. Туда все равно никто уже не ездил. У нас уже появилась дача, где семья и проводила время на природе.
Мы с мамой поехали забрать из старого дома нужные вещи.
Переступили порог дома... Вдохнули этот запах старины. Увидели комод, старинный стол, картины. Я остро ощутила, как важен мне каждый уголок, сколько добрых воспоминаний хранит в себе это место. Навернулись слезы. Тогда я поняла маму, осознала, о чем она говорила. И почувствовала, что теперь это и для меня очень родное место, я не смогу с ним расстаться.
Нашла шкатулку и вспомнила себя маленькой девочкой, которая рассматривала украшения и фотографии. А вместе с тем и молодых родителей, бабушку, которой уже нет. Стало тепло от этих воспоминаний, они согревали душу.
Мы вышли из дома, и я сказала маме:
— Не надо продавать место, где живут добрые воспоминания, где становится уютно и хорошо на душе, давай восстановим дом и будем приезжать как раньше. Приезжая сюда, я вспоминаю родственников и молюсь за них.
— Я тоже от этом подумала — ответила мама.
Каждый из нас — продолжение родных, которые жили прежде. И мне кажется, дорожить памятью — это тоже почитание родителей, почитание бабушек, дедушек. Ведь мы — часть рода. Часть истории семьи, данной нам Господом. И это — богатство, которое мы передадим детям вместе с семейными традициями и верой в Бога. А ещё для меня память о человеке — это в первую очередь, молитва о нём. Это самое важное, что можно сделать для ушедших пока жив сам. И об этом нельзя забывать.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема