
— Где мы только с тобой не побывали, дядя Андрей. И мне кажется, дядя Андрей, что Новгородский музей-заповедник — один из самых колоритных!
— А сейчас ты оценишь ещё и его картинную галерею. Здесь собраны уникальные образцы живописи. Такие, например, как вот этот портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого.
— А что в нём уникального? Обычный царский портрет: золотистое платье, орден Андрея Первозванного на груди, корона в седых волосах.
— Как раз в обычности — его неординарность. Левицкий писал императрицу около двадцати раз, и большинство этих работ выглядели вот так — сейчас я тебе покажу на планшете. Смотри!
— Вот это, я понимаю, картина богатая подробностями! У ног Екатерины орел, в правом верхнем углу — статуя Фемиды. И ещё каменная дымящаяся тумба с цветами у царицы под рукой. Это всё какие-то символы?
— По заказу канцлера Александра Безбородко Левицкий изобразил императрицу в образе жрицы богини правосудия. Отсюда и такие детали, как каменный алтарь с надписью на латыни «для общего блага». Екатерина сжигает на нём маки, которые в восемнадцатом веке называли «сонными цветами». Этот жест символизирует, что царица жертвует своим покоем ради подданных.
— Но как в православном государстве, да ещё и по заказу придворного, могло появиться полотно, на котором царица изображена языческой жрицей?
— Императрица называла своим учителем французского философа-богоборца Вольтера. Екатерининская эпоха — это период рационализма и свободомыслия, не знающего границ. И картина Левицкого полностью соответствует духу того времени.
— А художник тоже разделял такие взгляды?
— А вот с художником всё не так просто. Отец Дмитрия Левицкого, Григорий Кириллович, был священником и при этом талантливым гравёром. Именно он иллюстрировал книгу «Деяния святых апостолов», изданную в 1752 году в Киево-Печерской лавре. От папы Дмитрий воспринял талант и получил первые уроки рисования. Отец и сын Левицкие участвовали в росписи Андреевского собора под началом петербургского мастера Алексея Антропова.
— То есть, ты хочешь сказать, что Дмитрий Левицкий верил в Бога?
— Он был воспитан в православной традиции, искренне принадлежал ей в юности. А в двадцать три года покинул родительское гнездо, переехал по приглашению Антропова в столицу, где за какие-то десять лет достиг немалых успехов. Левицкого буквально завалили заказами, в том числе и от императорского двора, и они хорошо оплачивались. За один портрет художник получал плюс-минус тысячу рублей — это больше, чем полмиллиона на наши деньги. Чтобы быть, как сейчас говорят, в тренде, ему наверняка приходилось поступаться своими идеалами, подстраиваться под потребности заказчиков.
— То есть, Левицкий в юности и в зрелости — это два разных человека?
— Мне кажется, подлинная зрелость у Левицкого наступила чуть позже, чем к нему пришла слава. Впервые портрет Екатерины Второй в образе жрицы художник нарисовал в 1780 году — ему тогда исполнилось сорок пять. Екатерине аллегорическая фантазия Левицкого пришлась по душе, сановники заказывали с неё копии. Эти картины сейчас хранятся во многих музеях и частных коллекциях, они отличаются незначительными деталями. А вот более поздний портрет Екатерины Второй, тот, что висит перед нами — он принципиально другой.
— Да, здесь нет ни жертвенника с маками, ни прочих аллегорий.
— Верно! В шестьдесят лет Левицкий пишет вариацию своей работы, очищенную от языческих символов. И мне кажется, в этом присутствует отрезвление.
— То есть, всё-таки он вернулся к идеалам юности?
— Может быть не в шестьдесят лет, а ещё позже. В последние годы своей жизни Дмитрий Левицкий стал очень религиозен. Сохранились свидетельства, что он часто бывал на богослужениях в церкви Академии художеств, а подходя к Причастию, благоговейно становился на колени. В живописи такое просветлённое состояние художника, к сожалению, уже никак не отразилось — он почти ослеп и перестал писать. Но шаг Левицкого к покаянию, как к перемене ума, парадоксальным образом запечатлелся на портрете царицы.
«Портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел об известном российском флотоводце, адмирале Андрее Августовиче Эбергарде, который в период Первой Мировой войны командовал Российским Черноморским флотом.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час