— Где мы только с тобой не побывали, дядя Андрей. И мне кажется, дядя Андрей, что Новгородский музей-заповедник — один из самых колоритных!
— А сейчас ты оценишь ещё и его картинную галерею. Здесь собраны уникальные образцы живописи. Такие, например, как вот этот портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого.
— А что в нём уникального? Обычный царский портрет: золотистое платье, орден Андрея Первозванного на груди, корона в седых волосах.
— Как раз в обычности — его неординарность. Левицкий писал императрицу около двадцати раз, и большинство этих работ выглядели вот так — сейчас я тебе покажу на планшете. Смотри!
— Вот это, я понимаю, картина богатая подробностями! У ног Екатерины орел, в правом верхнем углу — статуя Фемиды. И ещё каменная дымящаяся тумба с цветами у царицы под рукой. Это всё какие-то символы?
— По заказу канцлера Александра Безбородко Левицкий изобразил императрицу в образе жрицы богини правосудия. Отсюда и такие детали, как каменный алтарь с надписью на латыни «для общего блага». Екатерина сжигает на нём маки, которые в восемнадцатом веке называли «сонными цветами». Этот жест символизирует, что царица жертвует своим покоем ради подданных.
— Но как в православном государстве, да ещё и по заказу придворного, могло появиться полотно, на котором царица изображена языческой жрицей?
— Императрица называла своим учителем французского философа-богоборца Вольтера. Екатерининская эпоха — это период рационализма и свободомыслия, не знающего границ. И картина Левицкого полностью соответствует духу того времени.
— А художник тоже разделял такие взгляды?
— А вот с художником всё не так просто. Отец Дмитрия Левицкого, Григорий Кириллович, был священником и при этом талантливым гравёром. Именно он иллюстрировал книгу «Деяния святых апостолов», изданную в 1752 году в Киево-Печерской лавре. От папы Дмитрий воспринял талант и получил первые уроки рисования. Отец и сын Левицкие участвовали в росписи Андреевского собора под началом петербургского мастера Алексея Антропова.
— То есть, ты хочешь сказать, что Дмитрий Левицкий верил в Бога?
— Он был воспитан в православной традиции, искренне принадлежал ей в юности. А в двадцать три года покинул родительское гнездо, переехал по приглашению Антропова в столицу, где за какие-то десять лет достиг немалых успехов. Левицкого буквально завалили заказами, в том числе и от императорского двора, и они хорошо оплачивались. За один портрет художник получал плюс-минус тысячу рублей — это больше, чем полмиллиона на наши деньги. Чтобы быть, как сейчас говорят, в тренде, ему наверняка приходилось поступаться своими идеалами, подстраиваться под потребности заказчиков.
— То есть, Левицкий в юности и в зрелости — это два разных человека?
— Мне кажется, подлинная зрелость у Левицкого наступила чуть позже, чем к нему пришла слава. Впервые портрет Екатерины Второй в образе жрицы художник нарисовал в 1780 году — ему тогда исполнилось сорок пять. Екатерине аллегорическая фантазия Левицкого пришлась по душе, сановники заказывали с неё копии. Эти картины сейчас хранятся во многих музеях и частных коллекциях, они отличаются незначительными деталями. А вот более поздний портрет Екатерины Второй, тот, что висит перед нами — он принципиально другой.
— Да, здесь нет ни жертвенника с маками, ни прочих аллегорий.
— Верно! В шестьдесят лет Левицкий пишет вариацию своей работы, очищенную от языческих символов. И мне кажется, в этом присутствует отрезвление.
— То есть, всё-таки он вернулся к идеалам юности?
— Может быть не в шестьдесят лет, а ещё позже. В последние годы своей жизни Дмитрий Левицкий стал очень религиозен. Сохранились свидетельства, что он часто бывал на богослужениях в церкви Академии художеств, а подходя к Причастию, благоговейно становился на колени. В живописи такое просветлённое состояние художника, к сожалению, уже никак не отразилось — он почти ослеп и перестал писать. Но шаг Левицкого к покаянию, как к перемене ума, парадоксальным образом запечатлелся на портрете царицы.
«Портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике».
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери написана по иконографическому типу Одигитрия. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него, как на истинный Путь спасения. По правую и левую руку от Пречистой Девы изображены архангелы Михаил и Гавриил в молитвенном предстоянии.
По преданию, этот образ был обретён в 392 году на острове Кипр, неподалёку от места захоронения праведного Лазаря. Святой жил в евангельские времена и был другом и последователем Иисуса Христа. Лазарь дважды проходил вратами смерти. В первый раз он умер совсем молодым у себя на родине, в иудейском селении Вифания, неподалёку от Иерусалима. И был воскрешён Спасителем! После этого праведник прожил ещё тридцать лет, стал первым епископом на острове Кипр. Здесь его навещала Пресвятая Богородица. Древнее предание не сохранило обстоятельств обретения Кипрского образа Божией Матери, но подчеркнуло его связь с местом служения праведного Лазаря.
В шестом столетии в честь Кипрской иконы на острове решили возвести церковь. Строители заложили фундамент, но он чудесным образом оказался перенесён на новое место. За одну ночь над ним выросли стены. Благодаря этому знамению храм получил название Панагия Ангелоктисти, что в переводе с греческого означает церковь Богородицы, созданная ангелами. В алтаре выполнили копию Кипрской иконы в технике мозаики. Сам образ поместили на воротах перед входом в храм.
В седьмом веке надвратная святыня пострадала от рук араба-мусульманина. Кипр в то время был совместной территорией Византийской империи и Арабского халифата. Иноверец, проезжая мимо храма Панагии Ангелоктисти, пустил стрелу в икону. Орудие пронзило колено Божией Матери, и из раны хлынула кровь! Кипрскую икону стали почитать чудотворной.
К сожалению, святыня не сохранилась до наших дней. Арабы разрушили церковь, созданную ангелами, икона была утрачена. Но уцелела алтарная стена храма Панагии Ангелоктисти с мозаичным образом Божией Матери. В одиннадцатом веке на руинах восстановили церковь. Она находится в деревне Кити на юго-восточном побережье Кипра, неподалёку от города Ларнака. Древнее изображение Небесной Заступницы можно увидеть в храме Панагии Ангелоктисти во время богослужения, когда открыты Царские врата алтаря.
Помолиться перед чудотворными списками Кипрской иконы Божией Матери можно и в России. Чтимые образы хранятся в Успенском соборе Московского Кремля, храме святителя Николая в Голутвине, в Успенском храме подмосковного села Стромынь.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Спасибо, Долли
Долли Партон, уроженку штата Теннесси, в Америке знают все. Не только потому, что она певица и автор популярной песни из фильма «Телохранитель» под названием «Я всегда буду тебя любить». Долли известная благотворительница, автор множества проектов помощи детям и взрослым. Я прочитала о ней на портале Милосердие.
Певица родилась в 1946 году, четвёртой из двенадцати братьев и сестёр Партонов. Они жили в хижине без водопровода и электричества, а питались тем, что приносил с охоты отец. Но материальные трудности не доставляли беспокойства: в многодетной семье царили радость и взаимопонимание, вера в Бога и сочувствие ближним.
Все Партоны любили музыку, пели дома и в церкви. Дедушка будущей звезды играл на скрипке, сочинял песни, а дядя подарил девочке гитару, когда ей исполнилось семь лет. Через три года она уже выступала на местном радио, а на первые гонорары купила телевизор. Такого чуда техники не было ни у кого из соседей, и по вечерам у Партонов собирались желающие его посмотреть.
По словам Долли, те годы стали для неё школой жизни, из которой она извлекла главный урок: чтобы не жить в бедности, надо получить образование и найти достойную работу. А ещё она решила: когда вырастет — будет помогать обездоленным!
В 18 лет девушка первой из родных окончила школу и уехала в столичный город Нэшвилл. Она сочиняла песни, выступала в дуэте с легендой кантри-музыки Портером Вагонером, записывала альбомы и постепенно обрела популярность! В 20 лет Долли вышла замуж и живёт с супругом в согласии уже больше полувека. Своих детей у пары нет, но они вырастили младших братьев и сестёр Партон.
А позже певица взяла на себя заботу о множестве чужих малышей! Она запустила в родном округе Севьер благотворительную программу под названием «Библиотека воображения», посвятив её отцу, который не умел ни читать, ни писать. По задумке Долли, каждый местный дошкольник, независимо от дохода родителей, раз в месяц бесплатно получает по почте детскую книгу. Благодаря этой долгосрочной программе, ставшей международной, дети уже получили около двухсот миллионов книг!
А ещё наша героиня учредила стипендию в 500 долларов для каждого выпускника средней школы, который решил продолжить образование в одном из колледжей штата Теннесси.
И это далеко не все успешные проекты Долли Партон — певицы из бедной семьи, ставшей известным филантропом!
Все выпуски программы Живут такие люди