Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Второй» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Второй»

* Поделиться

— Где мы только с тобой не побывали, дядя Андрей. И мне кажется, дядя Андрей, что Новгородский музей-заповедник — один из самых колоритных!

— А сейчас ты оценишь ещё и его картинную галерею. Здесь собраны уникальные образцы живописи. Такие, например, как вот этот портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого.

— А что в нём уникального? Обычный царский портрет: золотистое платье, орден Андрея Первозванного на груди, корона в седых волосах.

— Как раз в обычности — его неординарность. Левицкий писал императрицу около двадцати раз, и большинство этих работ выглядели вот так — сейчас я тебе покажу на планшете. Смотри!

— Вот это, я понимаю, картина богатая подробностями! У ног Екатерины орел, в правом верхнем углу — статуя Фемиды. И ещё каменная дымящаяся тумба с цветами у царицы под рукой. Это всё какие-то символы?

— По заказу канцлера Александра Безбородко Левицкий изобразил императрицу в образе жрицы богини правосудия. Отсюда и такие детали, как каменный алтарь с надписью на латыни «для общего блага». Екатерина сжигает на нём маки, которые в восемнадцатом веке называли «сонными цветами». Этот жест символизирует, что царица жертвует своим покоем ради подданных.

— Но как в православном государстве, да ещё и по заказу придворного, могло появиться полотно, на котором царица изображена языческой жрицей?

— Императрица называла своим учителем французского философа-богоборца Вольтера. Екатерининская эпоха — это период рационализма и свободомыслия, не знающего границ. И картина Левицкого полностью соответствует духу того времени.

— А художник тоже разделял такие взгляды?

— А вот с художником всё не так просто. Отец Дмитрия Левицкого, Григорий Кириллович, был священником и при этом талантливым гравёром. Именно он иллюстрировал книгу «Деяния святых апостолов», изданную в 1752 году в Киево-Печерской лавре. От папы Дмитрий воспринял талант и получил первые уроки рисования. Отец и сын Левицкие участвовали в росписи Андреевского собора под началом петербургского мастера Алексея Антропова.

— То есть, ты хочешь сказать, что Дмитрий Левицкий верил в Бога?

— Он был воспитан в православной традиции, искренне принадлежал ей в юности. А в двадцать три года покинул родительское гнездо, переехал по приглашению Антропова в столицу, где за какие-то десять лет достиг немалых успехов. Левицкого буквально завалили заказами, в том числе и от императорского двора, и они хорошо оплачивались. За один портрет художник получал плюс-минус тысячу рублей — это больше, чем полмиллиона на наши деньги. Чтобы быть, как сейчас говорят, в тренде, ему наверняка приходилось поступаться своими идеалами, подстраиваться под потребности заказчиков.

— То есть, Левицкий в юности и в зрелости — это два разных человека?

— Мне кажется, подлинная зрелость у Левицкого наступила чуть позже, чем к нему пришла слава. Впервые портрет Екатерины Второй в образе жрицы художник нарисовал в 1780 году — ему тогда исполнилось сорок пять. Екатерине аллегорическая фантазия Левицкого пришлась по душе, сановники заказывали с неё копии. Эти картины сейчас хранятся во многих музеях и частных коллекциях, они отличаются незначительными деталями. А вот более поздний портрет Екатерины Второй, тот, что висит перед нами — он принципиально другой.

— Да, здесь нет ни жертвенника с маками, ни прочих аллегорий.

— Верно! В шестьдесят лет Левицкий пишет вариацию своей работы, очищенную от языческих символов. И мне кажется, в этом присутствует отрезвление.

— То есть, всё-таки он вернулся к идеалам юности?

— Может быть не в шестьдесят лет, а ещё позже. В последние годы своей жизни Дмитрий Левицкий стал очень религиозен. Сохранились свидетельства, что он часто бывал на богослужениях в церкви Академии художеств, а подходя к Причастию, благоговейно становился на колени. В живописи такое просветлённое состояние художника, к сожалению, уже никак не отразилось — он почти ослеп и перестал писать. Но шаг Левицкого к покаянию, как к перемене ума, парадоксальным образом запечатлелся на портрете царицы.

«Портрет Екатерины Второй кисти Дмитрия Левицкого можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Закладка Павла Крючкова
Закладка Павла Крючкова
Заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков представляет свои неформальные размышления о знаковых творениях в современной литературе. В программе звучат уникальные записи — редкие голоса авторов.
Имена милосердия
Имена милосердия
Эти люди посвятили свою жизнь служению близким: не просто жертвовали на благотворительность, а посвящали всех себя добрым делам. Чьи-то имена мы помним до сих пор, чьи-то нет, но их стоит вспомнить.
Крестный ход сквозь века
Крестный ход сквозь века

Также рекомендуем