
Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
Кубенское озеро, Спасо-Каменный монастырь
«Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам великий светильник, но из родной страны и в наши времена явился» - так в пятнадцатом веке повествовал о преподобном Дионисии Глушицком инок Иринарх, который первым записал со слов учеников преподобного его житие.
Талантливый живописец, резчик по дереву, один из лучших художников Севера Руси – святой Дионисий основал за свою жизнь несколько обителей в глухих Вологодских лесах. Будущий монах-миссионер родился в окрестностях Вологды в 1362 году. Во святом крещении был назван Димитрием. В 19 лет, оставив родительский дом, юноша отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро в Спасо-Каменный монастырь. Здесь первым духовным руководителем Димитрия стал игумен обители - старец-грек по прозванию Святогорец, пришедший на Русь с Афона. В эти годы юноша повзрослел, духовно укрепился и почувствовал жажду к активным духовным действиям, направленным как на самосовершенствование, так и на проповедь среди крестьянства. В глухих местах вологодчины даже в конце четырнадцатого века местное население еще придерживалось языческих верований.
Святому Дионисию не было еще тридцати лет, когда он испросил благословения у настоятеля Каменской обители и ушёл в вологодские леса. Несколько лет преподобный трудился над возрождением монастыря близ реки Сухоны. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих. Томимые духовной жаждой, они отправлялись за наставлением к святому. В те годы преподобный Дионисий осознал своё призвание быть миссионером. Вскоре он простился с братией, собравшейся в обители, и удалился на реку Глушица. Здесь преподобный Дионисий основал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Глушицкий Покровский монастырь. Постепенно эта обитель стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. Впоследствии Глушицкий монастырь стал своеобразным центром, из которого выходили основатели новых монастырей русского севера.
Около 1420-го года преподобный Дионисий, стремясь к безмолвию, удалился из Покровского монастыря в уединенную болотистую местность Сосновец в четырех верстах к югу от монастыря и поселился в келье у большой сосны. Так было положено начало еще одной монашеской общине, которая вошла в историю как Сосновецкая обитель во имя Иоанна Предтечи.
Преподобный Дионисий Глушицкий был активным миссионером. На севере Руси благодаря его трудам появились четыре монастыря: была возрождена одна древняя обитель и основаны три новые. Авторитет Дионисия Глушицкого был очень высок среди братии, а со временем укрепился и среди местного населения. Окрестные крестьяне, приобщаясь к духовному свету православия, также начинали ощущать необходимость церквей в своих селениях и просили преподобного о строительстве храмов. Сохранились сведения, по крайней мере, о трех приходских церквях, построенных Дионисием Глушицким.
В лике святых преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, был прославлен в середине 16 века.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема