
Фото: Tanja Žarić/Unsplash
Польский зоолог и детская писательница, автор популярных в советское время книг о животных, Антонина Жабинская, вероятно, вряд ли могла когда-нибудь подумать о том, что однажды книгу напишут о ней самой. И, тем не менее, это случилось. В 2007 году американская натуралистка Диана Акерман поведала всему миру удивительную историю пани Жабинской в своём документальном романе «Жена смотрителя зоопарка».
Рассказать, действительно, было о чём. Супруга и верная помощница Яна Жабинского — владельца одного из крупнейших в довоенной Европе Варшавского зоопарка, Антонина обладала удивительной способностью находить контакт с животными. Они были для неё родными существами, членами семьи, и отвечали ей такой же глубокой привязанностью. Диана Акерман посвятила немало страниц этим трогательным взаимоотношениям, описывая, например, как Антонина выхаживала, кормя из бутылочки, двух маленьких рысят или как её маленький сын РИшард учился ходить вместе с львёнком и детенышем шимпанзе.
Однако любовь Антонины Жабинской распространялась не только на братьев наших меньших. В годы Второй Мировой войны жена смотрителя зоопарка совершила настоящий подвиг человеколюбия — на протяжении всего периода оккупации Польши немцами, Антонина с помощью мужа прятала в своём большом доме, расположенном на территории зоопарка, скрывавшихся от фашистского режима евреев.
Рассказам о том, как, рискуя жизнью, Жабинские спасали людей из варшавского гетто, посвящена большая часть книги. В своём повествовании автор опиралась на уникальные документы: дневники Антонины Жабинской, её немногочисленные интервью, воспоминания её супруга Яна и работников зоопарка. Может быть, поэтому стилистика произведения, которое автор и издатели позиционируют как роман, ближе всё же к документальной прозе.
Автор рассказывает, о том, как Антонина знакомила скрывающихся в её доме людей с животными — зайцем, собаками, хомяком, лисятами. И охваченные постоянным страхом, гости поневоле отвлекались от тревожных мыслей. В чириканье птиц, мычанье коров, в человеческих голосах — во всем этом слышится голос Бога, — считала Антонина Жабинская, и всей душой любила создания Творца. Диана Акерман не раз упоминает о том, что её героиня была верующей, и даже сравнивает её дом, в котором люди и животные смогли пережить страшные годы оккупации и спастись для новой жизни, с Ноевым ковчегом. Ковчегом, у руля которого стояла простая и скромная жена смотрителя зоопарка.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема